Челябинск, 2011 Презентация по дисциплине: История экономических учений на тему: Начало развития промышленного капитализма в Англии Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Кафедра экономики отраслей и рынков
Содержание Введение Введение История промышленной революции История промышленной революции Паровой двигатель Паровой двигатель Текстильная промышленность Текстильная промышленность Машиностроение Машиностроение Металлургия и транспорт Металлургия и транспорт Причины промышленного переворота Причины промышленного переворота Заключение Заключение Список используемой литературы Список используемой литературы
Введение Англия первая страна, в которой произошел промышленный переворот. Он начался в последней трети XVIII в. и завершился в первой трети XIX в.
История промышленной революции Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки. В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития крупное машинное производство. XVII векаГолландиюXVIII векаXVII векаГолландиюXVIII века Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.
Паровой двигатель
Громадное значение имело распространение универсального двигателя паровой машины. Для производства новых средств производства требовалось большое количество металла. Производство железа и стали, добыча каменного угля возрастали быстрыми темпами. С переходом к крупному машинному производству была создана соответствующая потребностям капиталистического способа производства материально-техническая база. Крупная промышленность заняла господствующее положение в народном хозяйстве Англии.
Изобретение парового двигателя способствовало: Расширению территориальных границ их размещения Механизации водного транспорта Созданию совершенно новых видов транспорта пароходного и железнодорожного
Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 г. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 г. По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную. Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Еще 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи. В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. Паровая машина Дж. Уатта Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард, Треветик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения локомотивов и пароходов.
Текстильная промышленность
В начале XVIII в. британская текстильная промышленность еще была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.
1733 г. Изобретение летучего челнока 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.
Машиностроение
В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке. С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в., были изобретены токарные станки, а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки. Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозефа Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.
Металлургия и транспорт
Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья. С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.
Причины промышленного переворота
Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.
Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:Факторы формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы высокий уровень развития торговли формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах масштабах развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента развитие науки
Заключение Промышленный переворот начавшийся в Англии в последней трети XVIII в. В течение нескольких десятилетий в хлопчатобумажной промышленности одно изобретение следовало за другим, и весь процесс производства в этой отрасли был перестроен на основе внедрения машин. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности, начался повсеместный переход от мануфактуры к крупному машинному производству.
Список используемой литературы Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. по собие / Под ред. М. Н. Чепурина. М., 2004 Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. по собие / Под ред. М. Н. Чепурина. М., 2004 Wikipedia Wikipedia