ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ
Личностно ориентированное образование Проблемное обучение
Положительные моменты проблемного обучения: Активизация развивающего потенциала обучения. Самостоятельная поисковая деятельность. Высокий познавательный уровень. Субъект – субъективные отношения. Личностная включённость всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.
Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение знаний новых при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Проблемное обучение Способ активного взаимодействия субъекта Проблемно представленное содержание обучения Творчески усвоенные знания + =
Цели проблемного обучения: Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развитие профессионального проблемного мышления.
Основные понятия ПО ПО гипотеза проблемная ситуация проблемный вопрос проблемная задача творческая задача Самостоя- тельная работа проблема
Методы проблемного обучения Проблемное изложение знаний. Изложение с проблемным началом. Частично-поисковый или эвристический. Исследовательский.
гипотеза - предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое ещё не подтверждено, но и не опровергнуто.
Проблемная ситуация - психическое состояние у ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия. *В основе лежит противоречие между знанием и незнанием. *Центральное звено в проблемном обучении.
Проблемный вопрос - предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; проблема, задача, требующая решения.
Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете. Когда вы действуете, вы научаетесь. Творческие задачи – это задачи, при которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Приёмы обучения в проблемном уроке: «коммуникативная атака» опорные схемы мозговой штурм мозговая атака «атака веером» психологические эффекты
Основные виды проблемного урока Урок – дискуссия Урок – проблемная лекция Урок – семинар Урок – исследование Версионные уроки
Проблемное обучение - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом ПО является создание проблемной ситуации. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но и посильной для учеников. На втором этапе ученик активно включается в добывание недостающих знаний. Третий этап- «озарение». Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. В начальной школе чаще используются элементы ПО, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы. Преимущества ПО : самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.