Язык как система знаков
Вторая сигнальная система членораздельность членораздельность перемещаемость перемещаемость комбинаторность комбинаторность
Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает в качестве представителя другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нём. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает в качестве представителя другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нём.
Семиотика Чарльз Сандерс Пирс ( ) – американский ученый, логик и философ, создатель общей теории знаков - семиотики - науки о системе знаков, применяемых в человеческих коллективах. Фердинанд де Соссюр ( ) – основатель структурной лингвистики и лингвосемиотики (семиологии). «Общая лингвистика» (1913)
Ч. Уильям Моррис (1901–1979) «Основы теории знаков» (1938) «Основы теории знаков» (1938) «Знаки, язык и поведение» (1964) «Знаки, язык и поведение» (1964) Человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем; человеческий разум неотделим от функционирования знаков. Человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем; человеческий разум неотделим от функционирования знаков.
Теория Ч. С. Пирса Семиозис – любое знаковое действие, знаковый процесс. Изменяемая модель коммуникации и наблюдения. Знак постигается, переживается и интерпретируется. Семиозис – непрерывный троичный процесс: Репрезентамент – объект – интерпретанта. Каждый из трех компонентов знака может стать любым из двух других его компонентов в зависимости от обстоятельств.
Типология знаков (по Ч. Пирсу) Знаки-признаки (симптомы, индикаторы, индексы) Знаки-признаки (симптомы, индикаторы, индексы) Между предметом обозначения и знаком существует причинно-следственная связь. Природа знака Природа знака мотивирована природой обозначаемой вещи.
Знаки-копии (иконы) Знаки-копии (иконы) Знак и предмет обозначения связаны отношением смежности и сходства (естественные знаки), отношением сходства (искусственные знаки). Природа знака Природа знака мотивирована природой обозначаемой вещи.
Знаки-символы Знаки-символы Знак и предмет обозначения связаны на абстрактном, понятийном уровне. Природа знака частично мотивирована природой обозначаемой вещи.
Знак Соссюра
Знаки-сигналы Знаки-сигналы Связь между знаком и предметом существует только в пределах данной знаковой ситуации. Связь между знаком и предметом существует только в пределах данной знаковой ситуации. Отсутствие мотивированности природы означаемого. Отсутствие мотивированности природы означаемого. Жёсткая системная обусловленность знака. Жёсткая системная обусловленность знака.
Любой знак – часть системы. Знак не может существовать, если у него нет взаимоотношения с другими знаками. Знак хранится в сознании в форме акустического образа; слова развивают свои значения из противопоставления друг другу, т.е. когда приобретают значимость (ценность).
Свойства знаков Знак должен быть материален, т.е. восприниматься органами чувств. Знак должен быть материален, т.е. восприниматься органами чувств. Знак должен быть информативен. Знак должен быть информативен. Таким образом, в знаке различают две стороны – понятие, образ предмета (означаемое) и выражение, материальная форма концепта (означающее). Таким образом, в знаке различают две стороны – понятие, образ предмета (означаемое) и выражение, материальная форма концепта (означающее). Знак – часть упорядоченной совокупности. Знаки существуют только в системе. Знак – часть упорядоченной совокупности. Знаки существуют только в системе.
Аспекты знаковых отношений Семантика Семантика Синтактика Синтактика Прагматика Прагматика
Семантика языкового знака 1. Денотативное отношение – отношение знака к обозначаемому объекту (предмету, явлению, факту) – денотату. 1. Сигнификативное отношение – связь знака с понятием о реалии, отражение предмета (факта, явления) в сознании в виде представления, понятия (сигнификата).
Синтаксическое отношение (синтактика) - отношение между знаками в процессе означивания. отношение между знаками в процессе означивания.
Синтактика языкового знака Синтагматические отношения устанавливаются между последовательно расположенными единицами в процессе развертывания речи. Синтагматические отношения устанавливаются между последовательно расположенными единицами в процессе развертывания речи. Парадигматические отношения устанавливаются в системе языка на основе частичного сходства и различия языковых единиц. Парадигматические отношения устанавливаются в системе языка на основе частичного сходства и различия языковых единиц.
Парадигматические отношения не наблюдаются непосредственно, они лежат в основе языка-системы и потенциально задают ее синтагматические возможности. Парадигматические отношения не наблюдаются непосредственно, они лежат в основе языка-системы и потенциально задают ее синтагматические возможности. Синтагматические отношения реальны и наблюдаемы непосредственно, ибо они осуществляются в линейных рядах однотипных единиц, функционирующих в составе других единиц вышележащего уровня. Синтагматические отношения реальны и наблюдаемы непосредственно, ибо они осуществляются в линейных рядах однотипных единиц, функционирующих в составе других единиц вышележащего уровня.
Прагматическое отношение (прагматика) Отношение знака к человеку – пользователю языка. Отношение знака к человеку – пользователю языка.
Природа языкового знака Принцип произвольности (арбитрарности) Природа означающего не мотивируется признаками означаемого. План содержания и план выражения знака связаны конвенционально (условно, произвольно), но эта связь обязательна в данном языковом коллективе. Принцип линейности Означающее (форма) развёртывается во времени; означаемое (значение) имеет кумулятивный характер. Они развиваются автономно. Они развиваются автономно.
Тенденции к консервативности и изменчивости в языке. Асимметрия означаемого и означающего: одна форма может выражать несколько значений; одно значение может соотноситься с несколькими формами.
Языковая единица Единицы, образующие подсистемы языка (уровни системы). Отношения «средство – функция» Предложение Слово Морфема Фонема
Уровни языковой системы Синтаксическийпредложение Лексический слово Морфологический морфема Фонетическийфонема
Классификация языковых знаков Языковой знак Суперзнак (предложение) Знак (слово) Полузнак (морфема) Фигура плана выражения (фонема)
Коммуникативная классификация знаков Языковые знаки полные Высказывание, предложение частичные Слово, морфема
Представители сверхклассов не вступают с представителями других сверхклассов ни в парадигматические, ни в синтагматические отношения. Между ними могут быть только иерархические отношения. Представители сверхклассов не вступают с представителями других сверхклассов ни в парадигматические, ни в синтагматические отношения. Между ними могут быть только иерархические отношения. Иерархические отношения – отношения по степени сложности, или отношения вхождения (компонентности) менее сложных единиц в более сложные.
Язык системно структурирован. Систему составляют совокупность элементов, связанных отношениями (структура) для выполнения каких-либо функций. Язык системно структурирован. Систему составляют совокупность элементов, связанных отношениями (структура) для выполнения каких-либо функций. Элементами языковой системы являются фонемы (звуки), морфемы, лексемы, предложения. Элементами языковой системы являются фонемы (звуки), морфемы, лексемы, предложения. Элементы фонема, морфема, лексема, предложение являются системообразующими. Это элементы подсистем языка – фонологической, морфемной, лексической, синтаксической. Элементы фонема, морфема, лексема, предложение являются системообразующими. Это элементы подсистем языка – фонологической, морфемной, лексической, синтаксической.
Спасибо за внимание!
В антракте театрального спектакля на кресле лежит программка. Что это значит? Та же самая программка осталась лежать на кресле, и когда спектакль закончился, а зал опустел. Значит ли это что-либо? Опишите знаковую сущность данных ситуаций.
Определите тип знака звонок с урока – голубь (птица мира) – тень на стене – стенография – герб – ку-ка-ре-ку – Алло! – ксерокопия – погоны –
Одна из моих городских тёток, узнав о цели моего прихода, стала тихо опрокидываться назад, как бы падая в обморок. Но так как в деревне этого не понимали и никто не собирался её подхватывать, то она остановилась на полпути и сделала вид, что у неё заломило поясницу. Что хотела показать городская тётка своим жестом? Почему она изменила своё намерение?
Пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» в переводе на болгарский язык выглядит как «Вуйчо Ваня», а поэма С. Михалкова «Дядя Стёпа» - как «Чичо Стьопа». Почему слово дядя переводится двумя разными способами? Какое теоретическое положение семиотики языка иллюстрируют данный пример?
Какое теоретическое положение семиотики языка иллюстрируют данные примеры? Дополните список собственными примерами. Кирпич 1. Брусок из обожженной глины, употр. для построек… 2. Изделие в форме такого бруска. Кирпич 1. Брусок из обожженной глины, употр. для построек… 2. Изделие в форме такого бруска. Стол 1. Предмет мебели … 2. Питание, пища. 3. Отделение в учреждении. Стол 1. Предмет мебели … 2. Питание, пища. 3. Отделение в учреждении.
Большинство слов, которыми мы пользуемся, - условные знаки предметов, они не похожи на сами вещи. Приведите примеры исключений – слов, которые похожи на обозначаемые ими явления.
В чём лингвистическая основа следующей шутки? Я знаю каратэ, дзюдо, джиу- джитсу и ещё много других страшных слов.
Какое знание с точки зрения семиотики демонстрируют эти примеры? Прокомментируйте. На каком основании необходимо исключить «лишний» пример? род, родня, родиться, родители, родной…; мебель: стол, стул, табуретка, шкаф…; книголюб – библиофил; дерево: берёза, тополь, осина…; деревянный шкаф.
2. смертельный враг; старый враг; уничтожить врага; милосердие врага; враг – друг.
3. Дом Глаза Цветок Стол Юбчонка
Покажите на примере русских слов лоб, метла, что план содержания и план выражения знака могут изменяться. Независимы ли эти изменения по отношению друг к другу?
Больше эмоций!