Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. И хотя имеются некоторые результаты по формированию уважительного отношения к русскому языку в средствах массовой информации, по - прежнему в газетах большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык. Фонетические изменения ярко характеризуют речь в эфире и на экране.
В речи электронных СМИ многочисленны отклонения от акцентной схемы русского слова, а также русской литературной интонации. В интонационных манерах СМИ прослеживается стандарт английской и англо - американской речи. В современной речевой практике также имеют место грамматические и лексико - грамматические изменения. Под влиянием социально - политических факторов изменилось морфологическое значение числа у ряда слов социально - политического обихода, с соответствующим изменением предметного содержания. Такие слова как партия, банк, бюджет, правительство, практически не употреблявшиеся ранее во множественном числе, ныне перешли к обычному числовому распределению. Пришли в электронные СМИ такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь. При произнесении слов и фраз " выбрасываются " звуки и целые слоги.
Газеты - ценный источник, потому что они оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Грубость в СМИ это признак журналистской немощи : будучи не в силах привлечь читателей содержанием материалов, актуальностью, остротой предлагаемых проблем и решений, журналист пытается выделиться грубостью речи. Язык современных СМИ обладает всеми недостатками русского языка нынешнего периода, и обеспечить благоприятное развитие и восприятие языка СМИ обществом можно именно путем повышения речевой культуры всех членов общества, в том числе и журналистов, к которым надо предъявлять особенно жесткие требования в области владения языком.
Речь, которую произносят журналисты по радио, речь, которая сходит с популярных телеканалов и которая представлена как образец молодежной речи, впитывается детьми, действительно, как образец. Учитель своей речью не может внедрить стереотип, а вот СМИ, к сожалению, такой стереотип внедряют, в результате дети не видят разницы между хорошей речью и дурной.
Основной фактор, определяющий современное речевое бескультурье в СМИ, тот же самый, что и в стране в целом : российское языковое сознание смешало два понятия : свобода слова ( говори, что хочешь ) и свобода речи ( говори, как хочешь ). Именно поэтому на замечание по поводу сквернословия у нас отвечают : « А у нас свобода слова ». Если свобода слова, несомненно, нужна в цивилизованном обществе, то свободы речи в таком обществе никогда не может быть : язык полноценно выполняет коммуникативную функцию только в том случае, если люди следуют общепринятому языковому стандарту, прежде всего нормам литературной речи.
Учитывая отношение молодежи к телевидению, интернету и журналам - средства массовой информации должны бережно обращаться с русским языком !