Семинар практикум «Активизация умственных способностей детей по средствам мнемотехнологии и метода моделирования»
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ по познавательно-речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГТ и введения ФГОС в образовательный процесс ДОУ
Причинами нарушения общего и речевого развития являются: общая соматическая ослабленность детей; педагогическая некомпетентность родителей; увеличение нарушений перинатального развития детей; эмоциональные деривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету К. Д. Ушинский
сказкотерапия дидактические игры, ребусы,загадки логические вопросы метод моделирования мнемотехника Метод проектов
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Преимущество мнемотехники- использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры- драматизации)
После просмотра мультсериала о мишках Гамми может возникнуть такой сюжет: "Ребята, в нашей группе сегодня ночью, кажется, кто-то побывал и даже забыл свою необычную книгу. Ой, да ведь это знаменитая книга мишек Гамми! Посмотрите, какие интересные в ней значки. Что бы они значили? Давайте попробуем разобраться. Наверное, это волшебный рецепт бабушки Гамми (Рис. 1) А вот еще что-то написано (Рис.2 ).
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Обучение ведётся по этапам: 1.Ознакомление с моделями: -Наглядно-предметная модель -Предметно-схематическая -Схематическая 2. Умение осознавать художественный образ 3. Формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению моделей») 4. Самостоятельное составление рассказов с опорой на модель В качестве моделей могут быть использованы: -геометрические фигуры -силуэты, контуры предметов -условные обозначения действий -контрастная рамка и др.