Аналитический отчет Тема: Коррекция и профилактика речевых нарушений у детей 2-3 лет в условиях логопункта. Тема: Коррекция и профилактика речевых нарушений у детей 2-3 лет в условиях логопункта. Объект анализа – педагогическая деятельность логопеда по коррекции и профилактике речевых нарушений у детей 2-3 лет в период с 2005 по 2010 год. Объект анализа – педагогическая деятельность логопеда по коррекции и профилактике речевых нарушений у детей 2-3 лет в период с 2005 по 2010 год. Предмет анализа – формы и методы коррекционной работы с детьми младшего возраста. Предмет анализа – формы и методы коррекционной работы с детьми младшего возраста. Цель – проанализировать деятельность в межаттестационый период, дать самооценку деятельности. Цель – проанализировать деятельность в межаттестационый период, дать самооценку деятельности.
Единое коррекционно-образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями ребенок воспитательлогопедродители музыкальный руководитель медицинский работник психолог поликлиники
Модель сопровождения речевого развития ребенка Сведения о семье. Сведения о семье. Сведения о ребенке. Сведения о ребенке. Выявленные проблемы. Выявленные проблемы. Стратегия взаимодействия. Стратегия взаимодействия. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития. Ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты.
Причины возникновения речевых нарушений Причины возникновения речевых нарушений Ухудшение экологической обстановки Ухудшение экологической обстановки Особенности уральского региона по йодо- и фтор- дефицитности. Особенности уральского региона по йодо- и фтор- дефицитности. Увеличение числа патологий беременности. Увеличение числа патологий беременности. Увеличение количества родовых травм. Увеличение количества родовых травм. Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Различные социальные причины. Различные социальные причины.
Первый критический период 1-2 года жизни Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении. Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении. Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока. Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока. Заикание, задержка речевого развития. Заикание, задержка речевого развития.
Второй критический период 3 года Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной. Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной. Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции. Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции. Заикание, общее недоразвитие речи. Заикание, общее недоразвитие речи.
Шкала оценки начального вербального развития 1 год - использование лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом 1 год - использование лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом 1 год 3 мес. - словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 1 год 3 мес. - словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 1 год 6 мес. - показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов 1 год 6 мес. - показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов 1 год 9 мес. - показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов 1 год 9 мес. - показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов 2 года - показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов 2 года - показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов 2 года 6 мес.- адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» 2 года 6 мес.- адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» 3 года – словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку» 3 года – словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»
Шкала оценки понимания речи у детей раннего возраста
Типы нарушений слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления Типы нарушений слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления Пропуски слогов и звуков в слове – к 2,3 годам Пропуски слогов и звуков в слове – к 2,3 годам Ошибки добавления числа слогов – к 2,5 годам Ошибки добавления числа слогов – к 2,5 годам Сокращения групп согласных - к 3 годам Сокращения групп согласных - к 3 годам Уподобления слогов и звуков – к 2,5 годам Уподобления слогов и звуков – к 2,5 годам Перестановки звуков или слогов в слове – встречаются редко Перестановки звуков или слогов в слове – встречаются редко
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно- моторной координации. 1-2 года. Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. 1-2 года. Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. 2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. 2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. 3-4 года. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем один раз. 3-4 года. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем один раз. 4-5 лет. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. 4-5 лет. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
Направления коррекционной работы с детьми 2-3 лет Формирование артикуляционных укладов гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза. Формирование артикуляционных укладов гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза. Развитие фонематического восприятия данных звуков, на основе различения неречевых звуков. Развитие фонематического восприятия данных звуков, на основе различения неречевых звуков. Формирование слоговой структуры слова. Формирование слоговой структуры слова. Развитие речевого дыхания. Развитие речевого дыхания. Формирование лексико-грамматического строя речи, соответствующего «речевому» возрасту ребенка. Формирование лексико-грамматического строя речи, соответствующего «речевому» возрасту ребенка. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка.
Отзывы родителей о логопедических занятиях Что понравилось на занятиях? Что понравилось на занятиях? Что не понравилось? Что не понравилось? Что вы повторяли с ребенком дома? Что вы повторяли с ребенком дома? Какой вопрос хотите задать логопеду? Какой вопрос хотите задать логопеду? Хотите ли вы, чтобы ребенок продолжал занятия с логопедом? Хотите ли вы, чтобы ребенок продолжал занятия с логопедом? Пожелания к работе логопеда. Пожелания к работе логопеда.
Отзывы родителей о логопедических занятиях Что понравилось на занятиях? Что понравилось на занятиях? Что не понравилось? Что не понравилось? Что вы повторяли с ребенком дома? Что вы повторяли с ребенком дома? Какой вопрос хотите задать логопеду? Какой вопрос хотите задать логопеду? Хотите ли вы, чтобы ребенок продолжал занятия с логопедом? Хотите ли вы, чтобы ребенок продолжал занятия с логопедом? Пожелания к работе логопеда. Пожелания к работе логопеда.