Из опыта работы учителя русского языка и литературы Фалилеевой Надежды Ананьевны Высшая квалификационная категория
Основные группы общеучебных умений и навыков : - Организационные - Интеллектуальные - Коммуникативные
Диагностика уровня сформированности ОУН (организаторские, интеллектуальные, коммуникативные) у учащегося. Динамика развития ОУН школьника:
Цели учебного предмета Цели учебного раздела Цели учебной темы Цели учебного занятия Основные направления Теория (положения) Факты, понятия, законы Действия учащихся
Без личностного смысла знания учащимися не усваиваются – они лишь знакомятся с информацией.
Проектирование целей – базовый момент в управлении качеством образования в практике учителя. Цель – это будущий результат. Движением к этому результату необходимо управлять.
Основные категории результатов : 1. Знание 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка Уровни понимания как результат : 1. Различение 2. Узнавание 3. Воспоминание 4. Припоминание 5. Знание 6. Умения и навыки 7. Анализ 8. Перенос 9. Классификация 10. Свернутость мышления
УровниХарактеристикаПриемы определения РазличениеУмение отличать данное умение от других по наиболее существенным признакам -сравни; - выбери; - сопоставь; - найди лишнее и т. д. УзнаваниеУмение отличать данное умение от других и воспроизвести его структуру - составь алгоритм действий ПрипоминаниеАктивное поисковое произвольное воспроизведение данного умения в данной ситуации - почему данное умение наиболее подходит данной ситуации и т. п. ЗнаниеПонимание цели, данного умения. Уровни знания: -знание –содержание (состав умения); -знание-метод (способ применения); -знание-прогноз (предвидение результата и перспективы применения) -определи состав и структуру умения (ООД); -укажи способ применения; -спрогнозируй, что получишь в результате использования данного умения и на основе каких действий это произойдет
УровниХарактеристикаПриемы определения Умение и навыкПрименение и оперирование знаниями об умении (составе, целях, способах и т.д.) в ситуациях по образцу -выполни действия по данному алгоритму; -определи адекватность действий данной ситуации; -определи границы применения ОбъяснениеУмение объяснить причины использования данного умения и последствия применения - вопросы: отчего, почему, зачем, в связи с чем, что из этого получится и т. п. ПереносСпособность оперирования и применения данного умения в новой, нестандартной ситуации Варианты заданий типа: -сконструируй логику доказательства теоремы… -покажи, каким образом это можно использовать на уроках истории и т.п. КлассификацияУмение дифференцировать известные содержательные характеристики данного умения на общие и частные и, тем самым, определить границы эффективности применения данного умения Задания типа: -разработай классификацию ( таблицу) умений данной группы (или алгоритм одного из умений) с указанием адресов их применения в данном предмете (в родственных, в других) и др. ОценкаСпособность оценить на основе рефлексии степень личностного владения умением, увидеть степень своего личностного продвижения на «лестнице развития» -проведи самооценку владения умением (владение составом – ООД, переносом); -укажи внепредметные ситуации, в которых данное умение и подтверди это и т.п.
различение узнавание припоминание знание умение и навык объяснение перенос классификация оценка Лестница успеха в усвоении ОУН
ИСУД
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников Цели обучения Личностно – регулятивная деятельность учащегося Результат: компетентность.