Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
1. Теории содержания мотивации Мотивация – это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Основные теории мотивации: а) Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу. б) Теория Д. Макклеланда. в) Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
а) Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу. А. Маслоу выдвинул гипотезу о наличии у индивидов ряда потребностей, что позволяет мотивировать их к удовлетворению наиболее настоятельной в данный момент времени. Для этого он выделил следующую иерархию потребностей: -Самоактуализация -Самоуважение -Принадлежность и любовь -Безопасность -Физиологические потребности
Самоактуализация – это желание человека стать тем, кем он может быть, полностью реализовать свои способности, потенциалы личности. Самоуважение связано с потребностью индивида в достижениях, компетентности, уверенности перед лицом мира, независимости и свободы. Потребности принадлежности включают в себя место в группе или семьи. Человек ощущает одиночество, отверженность, отсутствие «корней». Безопасность: человек ищет стабильную, регулярную работу, оценивает условие труда и возможности социального страхования. Физиологические потребности – это потребности, удовлетворение которых является существенным для физического выживания человека.
б) Теория Д. Макклеланда. Д. Макклеланд выделил три категории человеческих потребностей: - Потребность присоединения. Потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. - Потребность власти. Потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий. - Потребность достижения. Потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.
в) Двухфакторная теория Ф. Герцберга. Широкую известность получила теория Ф. Герцберга, разработанную на основе анализа результатов опроса об опыте работы 200 инженеров и бухгалтеров. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что положительные по отношению к работе эмоции возникли под воздействием следующих факторов: - достижения - признание - работа сама по себе - ответственность - Продвижение по карьерной лестнице Негативные эмоции вызывали: - Политика компании и администрирование - Инспекциями и контролем заработной платой - Межличностными отношениями - Условиями работы
2. Теория процесса мотивации. а) Теория справедливости. Предполагает, что если индивиды оценивают отношение к себе менеджмента как предвзятое, а значит ощущают напряжение и неудовлетворенность, они постараются уменьшить их посредством: - Сокращение личных затрат. - Попыток добиться приемлемого вознаграждения. - Изменение основы сравнения. - Увеличение оценки результатов других индивидов. Теория справедливости подчеркивает, что сотрудники организации предполагают, что вознаграждение их коллег будет осуществляться по формуле:
3. Мотивация как форма социального влияния. Модель обогащения труда. Выдвигается гипотеза о том, что достижения высокой мотивации к выполнению рабочего задания связано с наличием определенных психологических состояний: - Осознанием смысла. - Ощущением ответственности. - Осведомленность о результатах. Психологические состояния работников определяется основными характеристиками задания: - Разнообразие процесса труда. - Законченность задания. - Значимость задания. - Обратная связь
Модель характеристик рабочего задания. Понятия, используемые в модели Основные характеристики раб. процесса Основные психологические состояния Личные достижения и уровень выполнения заданий Совмещение работ разнообразие процесса труда Формирование естественных рабочих единиц законченность задания Установления отношения с клиентами Значимость задания Осознание смысла знания Вертикальная нагрузка автономия Ощущение ответственности за результат работы Открытие каналов обратной связи Обратная связь Осведомленность о реальных результатах трудовой деятельности Высокая внутренняя мотивация к труду Высокое качество исполнения задания Высокая степень удовлет. трудом Стремление работников к профессиональному росту Низкие показатели удовлет.
Методы повышения менеджментом мотивационного потенциала рабочего задания: - Совмещение работ - Формирование естественных рабочих групп - Установление отношений с потребителями - Вертикальная нагрузка - Открытие каналов обратной связи.