ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы ГОУ СОШ «Школа здоровья» 384 ТЕМА: Музейная педагогика Автор:Провоторова Т.Н, заместитель директора по НМР 2010
«Формирование ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики»
Понятие «музейная педагогика» Словосочетание «музейная педагогика», которое сегодня прочно вошло в повседневную жизнь, без преувеличения, всех российских музеев, еще в начале 1990-х гг. звучало непривычно не только для обывателей, но даже для музееведов.
История развития Термин «музейная педагогика» стал известен отечественным музееведам в 1970-х гг. благодаря немецким коллегам. Однако те методы и приемы, которые впоследствии получили название «музейная педагогика», использовались в Советской России создателями первых детских музеев еще в 1920-е годы. Это Н.Д. Бартрам основатель первого детского музея в нашей стране Музея игрушки, Я.П. Мексин директор Музея детской книги, А.У. Зеленко создатель неосуществленного проекта Детского дворца, в котором, как предполагалось, найдется место не только музейным экспозициям, но и театру и даже площадкам отдыха для детей.
Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Занятия с детьми решают следующие задачи: 1) научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры; 2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры; 3) формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности; 4) развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию; 5) формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Методы по преимущественному источнику получения знаний. Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти. Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»; Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей; Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Исследовательские - формы предполагают выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий. Возникновение проекта « От абака до компьютора…»
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно- познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Оценка эффективности реализации программы развития музея. В результате осуществления программы развития музея ожидается: обеспечение духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций, оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Музей боевой славы им. Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии, Руководитель Мельникова Г.П. (сертификат 324 от ДО г. Москвы). В 1970 году по инициативе первого директора школы Корнеева Д.К. был создан музей боевой славы им. Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии. Дмитрий Корнеевич в годы войны был комиссаром стрелкового полка и встретил войну под Брестом. Этим и был обусловлен выбор тематики музея. Далее музей развивался и рос. Неоднократно становился победителем районных, окружных, городских смотров-конкурсов (1989, 1985, 1995, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 г.г). Сегодня в музее 3 зала (Брестский зал, Московский зал и Зал Победы) и 30 экспозицийБрестский залМосковский залЗал Победы
Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно- воспитательной процессе. Фестиваль открытых уроков, по традиции проводимый в марте, показал на сколько многообразно можно применить даже элементы экспозиций.
Музеи, входящие в состав музейного комплекса: Музей боевой славы им. Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии, рук. Мельникова Г.П.Музей боевой славы им. Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии Музей истории района и города «Моя малая родина» Рук. Огородникова О.Н.Музей истории района и города «Моя малая родина» Музей истории русского быта Рук. Сысорова О.С. Музей истории русского быта Музей народного костюма «Светлица» Рук. Артеменкова Т.А Музей народного костюма «Светлица» Музей музыкальных инструментов Рук. Фролова Л.И. Музей музыкальных инструментов Музей игры и игрушки «Забавушка» Рук. БуравскаяЕ.А Музей игры и игрушки «Забавушка» Литературный Музей «В гостях у сказки» Рук. Александрова Л.С. Литературный Музей «В гостях у сказки» Музей «Наследие великих городов» Рук. Обыночная И.С. Музей «Наследие великих городов» Музей истории вычислительной техники «Компьютерный век» Рук. Зателепин В.В.Музей истории вычислительной техники «Компьютерный век»
Заключение. Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Список литературы. 1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., Музей и образование: Обзорная информация. М., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела. 5. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., С Ресурсы Internet.