Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми «Коми республиканский институт развития образования» Авторы-разработчики: Волыхина В.С., ведущий специалист Управления образования МО «Онежский муниципальный район» Архангельской области, Фатьянова С.В.,, ведущий специалист Управления образования администрации МО «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области
Увеличение количества детей получающих дошкольное образование, через вариативные формы развития дошкольного образования - группы кратковременного пребывания.
АКТУАЛЬНОСТЬ НАШЕЙ РАБОТЫ Одним из приоритетных направлений в области дошкольного образования Архангельской области является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием. В соответствие с задачей, поставленной Правительством Арх. Обл., является 100% охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не позволяет обеспечить всех детей от 3 лет ДОУ традиционной формы и удовлетворить потребности населения в услугах дошкольного образования, особенно в территориях отдаленной местности, не имеющих дошкольные образовательные учреждения. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые могли бы оказывать помощь семье в воспитании, развитии ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
Проект направлен на обеспечение доступности и вариативности дошкольного образования через организацию групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Снижение очередности в дошкольные учреждения, увеличение охвата детей дошкольным образованием от 3 лет. Цель проекта
Изучение опыта работы, выбор собственной модели с учетом условий. Анализ и разработка соответствующей документации. Планирование и прогноз. Определение затрат и финансовые условия. Разработка индикаторов, показателей и критериев показателей. Запуск проекта.
1.Обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием (детей 3-4 лет присмотром и уходом, непосредственно образовательной деятельностью детей с 5-7 лет). 2.Предоставление семьям социальной услуги по уходу, присмотру и развитию детей; 3. Удовлетворенность родителей. 4. Создание условий для построения преемственности дошкольного и начального образования.
Реализация данного направления проекта возможна при наличии оборудованного помещения в ОУ, с отдельным санузлом. ГКП комплектуется детьми дошкольного возраста (3-7-х лет), не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей), договора с родителями, справки от медицинского работника о возможности ребенка посещать ГКП. Наполняемость группы – до 15 человек. Открытие ГКП оформляется приказом заведующего. Группа работает 5 дней в неделю с 9.00 до часов. Родители выбирают наиболее удобное для них время пребывания малыша в ГКП. Ребенок находится в группе не более 3,5-х часов без питания. Дети посещают ГКП бесплатно. Проект рассчитан на 12 месяцев. По завершении, проект будет иметь продолжение.
ГКП Образовательное учреждение (юридическое лицо) Сельский клуб Библиотека Партия «Справедливая Россия» (по согласованию) Подвоз детей (автопредпри ятие) ФАП
Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием. В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям: организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития); гибкие формы организации детей (пары, подгруппы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения; дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности
Роспотребнадзор Госпожнадзор
1. Анализ очередности (количества детей от 3 лет) в данной территории- аналитическая информация 2.Составление сметы расходов, согласование с начальником УО- Утверждение Сметы расходов начальником Управления образования. 3. Проведение схода местного населения. Выявление потенциальных потребителей - Протокол решения схода местных жителей. Составление списка детей для ГКП.
1. Подбор кадров- Составление трудового договора. 2. Подбор помещения (ремонт, оснащение МТБ, оборудованием) - Информация о готовности к эксплуатации 3. Приглашение Органов Роспотребнадзора - Разрешение 4. Приглашение Органов Госпожнадзора- Разрешение 5. Предоставление Разрешений надзорных органов на функционирование группы в Управление образования - Приказ начальника УО об открытии группы 6. Разработка нормативно-правовых документов: Положение о ГКП, должностные инструкции, штатное расписание, договор с родителями, планирование работы. - Утверждение документов директором ОУ Согласование Положения о ГКП с начальником Управления образования-Утверждение документов начальником Управления образования 7. Написание приказа об открытии группы ГКП в ОУ- Приказ директора ОУ об открытии группы
1. Акция по сбору мебели, игр, метод пособий и др. - Оснащение группы 2. Прием детей в ГКП- Формирование списочного состава группы 3. Изучение воспитателем методической литературы, общеобразовательной программы-Организация образовательной деятельности в группе 4. Контроль Директора ОУ, оказание воспитателю метод. помощи заместителем директора по УВР - Регулирование, рекомендации. 5. Контроль УО (плановый) с методической помощью - справка, рекомендации специалиста УО.
1. Самоанализ воспитателя - Творческий отчет. 2. Оценка родителей (анкеты)-% удовлетворенности родителей. 3. Оценка директором ОУ- Аналитическая справка. 4. Муниципальная оценка-Отчет, % охвата. Аналитическая справка.
Качественные: организована работа групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное учреждение; разработана необходимая нормативно-правовая документация; повысилась заинтересованность родителей вопросами воспитания и обучения детей (по сравнительным анализам анкетирования родителей в конце учебного года). группы кратковременного пребывания востребованы родителями.
Количественные: услуга ГКП оказана 9 детям, не посещающим дошкольное учреждение; увеличение доли детей, проходящих адаптацию в лёгкой степени, овладение элементарными практическими навыками по изобразительной, музыкальной, игровой деятельности, сенсорными эталонами, навыками общения со взрослыми и сверстниками, культурно-гигиеническими навыками, согласно возраста (80%), проведение консультаций, родительских собраний, мастер- классов, круглых столов и других форм работы с родителями в рамках работы ГКП (95% по плану мероприятий). Организация культурно-досуговых мероприятий, практических занятий по изготовлению игрушек своими руками для детей 3-7 лет, не посещающих детский сад (с привлечением библиотеки, сельского клуба до 100%)