Боги и духи древних славян. В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боги и духи древних славян Постольникова Наталия Васильевна 3 класс, по учебнику Н.Я.Дмитриева Автор работы: учитель начальных классов лицея информационных.
Advertisements

Во что верили славяне. В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они.
Урок - взаимообучение по предмету «Окружающий мир» на тему «Наши предки - славяне» Рабизова Алла Владимировна, учитель начальных классов ЧОУ КСОШ Православной.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Обожествление природы. «Волокут волоком». Н. К. Рерих «Волокут волоком». Н. К. РерихН. К. РерихН. К. Рерих.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
Мифы древних славян.. Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов.
Создал видимый мир. Славяне считали его первым богом, все остальные боги это его дети и внуки.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Славянская мифология. Песня птицы Гамаюн. Она поёт людям божественные гимны По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Поведу я вам повесть.
Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) персонаж восточнославянской мифологии Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) персонаж восточнославянской мифологии.
Урок литературы в 5 классе Подготовила Бредихина Н.А.
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
Герои славянских мифов и легенд. В глубокой древности люди обожествляли и одухотворяли предметы и явления природы и окружающей жизни. Они верили в то,
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… А.С.Пушкин.
Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало : поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства,
Prezentacii.com Сварог, сварганить, сварить, свет, святость, свести, цвет. Эти слова объединены идеей сотворения жизни (рог, рок, рождение, речь, нарекать).
Славянская мифология Учитель русского языка и литературы гимназии 40 города Тараз Шумакова Е.Д. 1.
Славянские истоки. бог войны бог огня бог жатвы.
Транксрипт:

Боги и духи древних славян

В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне.

Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога.

Даждьбог - сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.

Помогает Даждьбогу и бог громовик Перун. Ведь это он тёмные тучи, что грозят солнышко спрятать, стрелами-молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать.

Поговаривали, что от молний Перуна вся нечистая сила погибает, а живая вода, которую туча-чудище хотела скрыть от людей, на землю проливается.

Авсень Этот персонаж часто упоминается в колядках (песнях), которые исполнялись ходившими от двора к двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство.

Лада Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее ладушкой. «Лады», говорят люди, когда решили какое-то важное дело

Стрибог – царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах.

Белбог - воплощение света, бог добра, удачи, счастья, олицетворение дневного и весеннего неба. Бог богатства и плодородия. Чернобог – бог земного мрака, вселенской тьмы.

Купала – причисляли к знатнейшим богам. Он почитался третьим после Перуна и вторым после Велеса: ибо, после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. Божество лета, полевых цветов и плодов. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы. В восточнославянской мифологии – главный персонаж, находящийся в центре обрядовых действий и представлений праздника летнего солнцеворота, который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня.

Гамаюн - вещая птица, посланница славянских богов, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее.

Святобор - верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата. Женой Святобора была Зевана – славянская богиня охоты. Она посылала удачу охотникам, подставляя под их стрелы зверей слабых, старых или больных.

Доля и Недоля - две сестрицы, небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, а Недоля пряла нитку неровную, кривую, непрочную. Такая и участь выпадала человеку – удачная или злая, счастье или несчастье.

Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.

Чуть построже был Дворовой – хозяин двора, а дух бани – Банник – считался очень суровым. Но не одни строгости царили в славянской избе.

КИКИМОРА представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Любимое занятие кикимор тканье и пряжа. Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. лешего

Когда рождался малыш, в доме поселялась Леля – богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини детскую кроватку назвали люлькой. В славянских языках осталось трепетное слово «лелеять», то есть беззаветно любить, ухаживать и защищать от беды.

Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей. Женат Водяной на Русалке.

Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля. В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается.

А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.

Вот так и ладили славяне со своими духами и богами. А те, в благодарность, оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них и целым миром, и родным домом.