М.Ю.Лермонтов «Бородино» Первое стихотворение Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Учитель ГОУ СОШ 1078 Родина Г.И.
Это стихотворение было откликом на … Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами…
От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается? «Недаром помнит вся Россия» Как вы понимаете это слово? В форме чего построено стихотворение? Опишите участников разговора. Какую оценку молодому поколению дает пожилой военный?
«Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…» ЦАРЬ ПОЛКОВНИК СОЛДАТ
К какому роду войск принадлежит рассказчик? Сформулируйте вопрос так, чтобы ответ был: «рукопашный бой».
Речевая характеристика Что в речи солдата говорит о его народном происхождении? (процитировать) Какие местоимения преобладают в речи солдата? О чем это говорит?
Покажите патриотический пафос стихотворения «Бородино».
Покажите мастерство М.Ю.Лермонтова в создании батальных сцен. Объясните, что такое «баталия»?
Изобразительно- выразительные средства языка стихотворения «Бородино».
Эпитеты: «ворча сердито», «земле сырой», «дым летучий», «бой удалый», «лихое племя»… Олицетворения: «звучал булат, картечь визжала»… Сравнения: «знамена, как тени»; «двинулись, как тучи»; «земля тряслась – как наши груди»; Звукопись: «пора добраться до картечи»… «у наших ушки на макушке…» Гиперболы (преувеличения): «гора кровавых тел»; «пойдем ломить стеною»; «и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»; «рука бойцов колоть устала»… Фразеологизмы (образные выражения): «ушки на макушке»; «сверкнув очами»…
Составить «синквейн»: Французская армия Русская армия Завоеватели Убивали, разоряли, грабили Коварные, жестокие, беспощадные Армия захватчиков Защитники, богатыри Мужественные, милосердные, выносливые Спасали, умирали, не отдали Армия освободителей
Фигура солдата- рассказчика связала два исторических времени: 1812 и 1837 годов.