Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Отступление «Мы долго молча отступали…» Третья строфа
Выбор места сражения «И вот нашли большое поле…» Четвертая строфа
Ожидание боя «Два дня мы были в перестрелке» Строфы 5,6
Ночь перед сражением «Прилег вздремнуть я у лафета…»
Клятва верности «И умереть мы обещали…» Строфа 7
Описание Бородинского сражения «Вам не видать таких сражений» Строфы
Поле после сражения «Тогда считать мы стали раны…» 13-я строфа
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел Какой темп выберете для чтения этой строфы? Какой темп выберете для чтения этой строфы? Какие слова помогают передать движение? Какие слова помогают передать движение?
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась, как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении этой строфы? Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении этой строфы? Какая часть речи помогает передать картину сражения? Выбор каких глаголов вам показался неожиданным? Какая часть речи помогает передать картину сражения? Выбор каких глаголов вам показался неожиданным? Почему нет эпитетов и сделано исключение лишь для одного («кровавых»)? Почему нет эпитетов и сделано исключение лишь для одного («кровавых»)? Как используется звукопись? Как используется звукопись?
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? В каких звучат гордость и торжество? В каких звучат гордость и торжество?
Как вы представляете себе внешность рассказчика? Как вы представляете себе внешность рассказчика?