Особенности византийской культуры. Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко- римских традиций Сохранение традиций античной цивилизации, послуживших в последствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса
Крепкие государственные устои, способствовавшие сохранению светского художественного творчества Формирование православия, повлиявшего на философско- богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей
Два начала в культуре: - пышная зрелищность - утонченный спиритуализм
Богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о его возможностях Богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о его возможностях Антропологический максимализм (Древняя Русь) Антропологический минимализм (Западная Европа)
Предназначение христианского храма от отличие от античного (языческого) Античный храм Все праздники проходят снаружи, на площади =>важен наружный вид храма Христианский храм Обряд совершается внутри храма => важно внутреннее убранство храма
Требования к внутреннему пространству христианской церкви Должно быть вместительным и удобным для совершения ритуала Места для священнослужителей и «паствы» разграничены Особое место для алтаря Содержать христианскую символику
Виды христианских храмов Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых
Реконструкция церкви св.Петра Рим. 400 г. Реконструкция церкви св.Петра Рим. 400 г.
Церковь Сан-Аполинаре Церковь Сан-Аполинаре Равненна, начало 6 в. Церковь Сан-Аполинаре Равненна, начало 6 в.
Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.
План-схема крестово-купольного храма
Церковь Сан-Витале Церковь Сан-Витале Равенна Церковь Сан-Витале Равенна
Соборный Баптистерий Соборный Баптистерий Равенна, 5 в. Соборный Баптистерий Равенна, 5 в.
Церковь Святых Апостолов Церковь Святых Апостолов. Салоников. 14 в. Церковь Святых Апостолов. Салоников. 14 в.
Монастырь Пантократор Монастырь Пантократор Стамбул. 12 в. Монастырь Пантократор Стамбул. 12 в.
Собор Святой Софии Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 6 в. Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 6 в.
Главные формы византийской живописи Монументальная ( мозаика) Станковая (иконопись) Книжная миниатюра
Богородица и младенец с Иоанном II и Ириной. Св. София.
ИконаВладимирскойБогоматери.Москва.Третьяковскаягалерея Икона Владимирской Богоматери. Москва. Третьяковская галерея
Админ презентации Медянов Дмитрий. Материалы взяты: *учебник МХК 10–ого класса; *сайты: