Требования к речи педагога Выполнили: Иванова Мария, Романенко Варвара, Смирнова Ксения Санкт-Петербург 2008
Елизавета Ивановна Тихеева ( ) талантливый педагог и крупный общественный деятель по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России
Центральное место в педагогической теории Е. И. Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе.
Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.
Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу Развитие речи дошкольника Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в наше время.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.
Речи педагога должны быть присущи:
Грамотность Следует разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка. [1]
Необходимо учитывать возраст и жизненный опыт ребенка при общении с ним. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими простыми.
Простота необходима для того, чтобы правильно и ярко изображать процессы создания фактов человеком и процессы влияния фактов на человека. (М.Горький. «Литературные забавы»).
Понятность Требование связано с действенностью, эффективностью устного слова. Имеет отношение не только к ребенку, но и родителям детей.
Эмоциональность дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых; проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты.
Выразительность усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение детей.
Точность Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка.
Культурность, вежливость речи Культура его собственной речи должна влиять на культуру речи окружающих.
Чистота речи отсутствие в речи лишних слов, слов – «сорняков», слов – «паразитов».
Правильность словесных обозначений Соблюдение норм, свойственных литературному языку.
Регуляция темпа ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь [1].
Регуляция силы голоса говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи [1].
Голос воспитателя должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать.
Голос – главный инструмент общения педагога.
Воспитателю необходимо постоянно самосовершенствоваться…
Вопросы для размышления
Обратите внимание: в совершенстве ли вы владеете родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут и должны следовать?
Владеете ли вы методами развития языка ребенка, признанными педагогикой?
Служат ли формы живого слова, которыми вы пользуетесь, не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства детей?
Говорите с детьми обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное, – говорите медленно, ясно и громко.
От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть и мышления.
Ваша речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.
Необходимо владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Дети должны слышать речь правильную, ясную, логически последовательную.
Предлагайте слуху детей лишь совершенные образцы речи!
Использованная литература: 1.Е.И. Тихеева «Развитие речи детей» (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, (сайт, посвященный истории педагогики) 3.