Проект подготовили ученики 9-А класса МБУ СОШ 13 г.о. Тольятти Эпоха Просвещения в России. М. В. Ломоносов.
Цель Ознакомиться с биографией М.В.Ломоносова и его трудами на благо России
1.Узнать открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии. 2.Выяснить,какова роль М.В.Ломоносов и развитии отечественной литературы и языка. 3.Узнать, почему М.В.Ломоносова считают первым историографом российского народ. 4.Узнать, в чём новаторство М.В. Ломоносова – художника. 5. Выявить роль М.В.Ломоносова в организации российской системы образования. Задачи
«...Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов». Г. Р. Державин
1711 – 1765 г.г.
"Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". А.С.Пушкин
Родился 8 (19) ноября 1711 в с. близ города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать
«Принужден был читать и учиться… в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...»
В ноябре 1730 года девятнадцатилетний Михаил отправился с попутным обозом в Москву.
В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: Имея три копейки в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на копейку хлеба и на копейку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. В этих трудных условиях Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
Урок в академии… « Малые ребята кричат и перстами указывают: смотрите, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться». Изучал латинский язык, русский, математику, риторику, политику, философию. Самостоятельно выучил греческий язык.
В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук.
В 1736 направлен в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха… М. В. Ломоносов
Петербургская Академия наук адъюнкт физики 1745 год - профессор химии, стал первым русским академиком 1751 год - чин коллежского советника, пожаловано дворянство 1763 год - статский советник
Заслуги М.В. Ломоносова Занимаясь физикой, раскрыл загадку грозы и северного сияния; Наблюдал за звездами - усовершенствовал телескоп; Создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Первый в мире географ- полярник; Занимался историей древних славян, историй изготовления фарфора; Совершенствовал русский язык; Сочинял стихи; Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва"); Открыл первый российский университет в Москве.
Открытия в области физики Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы) Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (молекул) Сконструировал термометр Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
Открытия в области астрономии Открыл атмосферу на Венере Сконструировал телескоп
Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Открытия в области поэзии и литературы В книге «Российская грамматика» (1755), Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы на нём писать стихотворения, прозу, научные работы.
Открытия в области истории Составил «Краткий Летописец с родословием», в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. Дал краткую справку о правителях России с древнейших времен.
Открытия в области геологии Создал теорию о возникновении минералов и металлов Разработал теорию о причине землетрясений
Открытия в области географии Составил «Полярную карту» Разработал приборы для морского кораблевождения Создал новую науку – экономическую географию
Ломоносов - художник Открыл секрет изготовления смальты Изготовил 40 мозаичных картин Избран почетным членом Петербургской Академии художеств Составил проект учреждения Московского университета Пётр I. Мозаика.
«За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство». М. Ю. Ломоносов
Источники 1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» История России для детей и взрослых. Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев. Белый Город. Москва, История России. Конец XVI – XVIII век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008 Интернет-ресурсы http//ru.wikipedia.org/wiki 7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!