..
К началу правления Петра I тверские земли входили в состав Замосковного края. Жизнь текла размеренно, не испытывая сильного влияния начавшихся в государстве преобразований. Лишь изредка её нарушали события, связанные с деятельностью молодого царя.
Юный Петр совершил поход из с. Преображенского в Калязинский монастырь, где для приема царя выстроили дворец. В Торопце для защиты западных границ разместили стрелков ( они участвовали в стрелецком бунте)..
Петр поощрял торговлю. Торопецкие купцы торговали ЮФТЬЮ, САФЬЯНОМ, ЛЬНОМ не только в России. за границей в Германии, Голландии, Дании и даже в Китае. В награду за предприимчивость Пётр снизил для них торговую пошлину.
Спасо-Преображенский собор (или Спас Златоверхий) В малонаселенном по современным меркам городе, к тому же обезлюдевшем после разорений, строился храм, имевший общенациональное значение, так как он был первым каменным собором, построенным на Руси после нашествия монгол. Спасо-Преображенский собор (или Спас Златоверхий) наши предки строили и восстанавливали трижды: в годах, и годах. На площади Революции возведена часовня в честь всех тверских святых. Это первый шаг в воссоздании Комплекса Спасо- Преображенского собора.
Пётр неоднократно проезжал через Тверь по «Государевой дороге» между Санкт-Петербургом и Москвой. В 1700 г. во время похода на Нарву по его указу в Твери построили плашкоутный мост через Волгу для переправы русских войск.
Ещё до строительства Вышневолоцкого канала Пётр заинтересовался водным путём с Торопы и Западной Двины в Балтийское море, которым с давнего времени пользовались торопецкие купцы. В 1701 г. он приказал стольнику Максиму Цызыреву сделать карту-чертёж и описание пути по Западной Двине. Вскоре с её верховьев пошли к Риге пушки и прочие «воинские тягости». Для снабжения армии Пётр распорядился проложить в Торопецком уезде также и большую дорогу.
Торопецкие купцы использовали водный путь с Торопы и З.Двины в Балтику
Тверской кремль (начало XVIIIв.) В 1707 г. возникла угроза продвижения войск Карла XII в глубь России. По указу Петра местные крестьяне построили под руководством «первого российского арифметика и геометра» Леонтия Магницкого новые укрепления Тверского кремля.
Кронштадтская крепость С началом войны из жизни населения ушли размеренность и стабильность. Тысячи мужчин призвали в армию или направили на принудительные работы. Калязинские и кашинские мастера строили кронштадтскую крепость. Крестьян переселяли на новые земли. Убыль населения была очень значительной.
Административная реформа Петра I Ингерманландская (с 1710г. – С.-Петербургская): земли Бежецкого Верха и г. Тверь, Торжок, Кашин, Ржев К Смоленской губернии отошли Зубцов и Cтарица
Ингерманландской губернией управлял князь А.Д. Меншиков. По его настоянию Тверь и Ярославль, важные для снабжения армии и столицы, вошли в состав этой губернии. Во главе уездов, на которые подразделялась губерния, с 1710 г. вместо воевод назначались коменданты. В 1719 г. образовалась Тверская провинция Петербургской губернии. Она состояла из пяти уездов с городами Тверью, Торжком, Ржевом, Старицей, Зубцовом и посадом Погорелое Городище. Кашинские, калязинские и бежецкие земли отошли к Угличской провинции. Городами управляли магистраты, куда избирались, в основном, богатые торговые люди. В 1727 г. Тверскую провинцию отписали к Новгородской губернии, а Угличскую к Московской. Меншиков Александр Данилович
Значительные изменения произошли в социальной и экономической жизни тверских городов, которые утратили прежнее военное значение. Город Белый стал известен как Вельская переправа место перевоза товаров, особенно хлеба, с верховьев Обши и Днепра на запад, к Балтийскому морю. В 1723 г. Пётр I учредил здесь пристань. В городах появился значительный слой горожан, работавших по найму. Заметно увеличилось число торговых людей, которые стали самой многочисленной группой населения. В Твери и Торжке постоянно жили даже крестьяне-купцы, платившие подати помещикам.
Тверь становится крупным торговым центром. Тверские купцы превосходили богатством торговцев из соседних городов. С 1720-х гг. Тверь становится основным центром торговли с западноевропейскими странами. «государева дорога» – важнейший гужевой тракт страны Тверские купцы Арефьевы имели капитал немногим меньше, чем все новоторжские и ржевские купцы вместе взятые.
Расцвет ремесел: Тверь и Бежцкий Верх – кузнечное дело; Кашин – белила и шерстяные чулки; Кимрская и Ильинская волости – кожа и изделия из нее; оз. Селигер – рыболовецкий промысел
Развитие образования Во многих городах открываются государственные (цифирные) школы г. При архиерейском дворе открылась своя школа.
«Царя Петра мечта и суть Приблизить к западу державу. Вышневолоцкий водный путь Помог поднять столицы славу». Указ Петра I от г. предписал «соединить перекопью реки Тверцу и Цну». Всеми делами строительства управлял сначала князь В.И. Гагарин.
1709 г. – завершение строительства канала. Выяснилось, что воды в Тверце и в канале не хватает для сводного хода судов, что голландцы не учли местных условий. И тут объявился человек, который утверждал, что берется "судам дать ход свободный"! Автор проекта предлагал использовать "бесполезно протекающую" реку Шлину, направить ее воды через озера Ключинское и Городолюблинское в Цну. Этим человеком был – Михаил Сердюков.
26 июня 1719 г. последовал царский указ о передаче в управление Сердюкову «вышневолочковских» шлюзов и канала с тем, чтобы он привел их в полный порядок.
Вышний Волочёк. Усадьба М.Сердюкова.
Построили новые шлюзы, вспомогательные каналы и плотину. В 1722 г. по открывшейся системе прошёл первый караван судов. Сердюковы владели сооружениями полвека, и лишь в 1774 г. Вышневолоцкая водная система стала собственностью государства. У гранитного шлюза на правом берегу Цны и ныне стоит дом М.И. Сердюкова.
Цнинский канал.
Макет барки на Вышневолоцкой системе оставались нерешенными две проблемы: Боровичские пороги и обеспечение безопасности плавания судов по бурному Ладожскому озеру. Непрочные суда староманерной постройки уже при проходе Боровичских порогов даже без груза расшатывались