Главные задачи современной школы в процессе модернизации и инновационного развития России - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
« Знания мне нужны потому, что я должен стать человеком, гражданином своего Отечества, отцом, матерью, культурной личностью » В. Сухомлинский.
Новизна современного урока в условиях введения ФГОС общего образования заключается в следующем: чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке; постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий
Показатели владения педагогом системно -деятельностными технологиями обучения: имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку; системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений; проектирует цели курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов; создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников; организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей; организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения; организует самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Структура уроков введения нового знания и особенности некоторых его этапов в рамках системно - деятельностного подхода имеют следующий вид ( названия этапов условные ): 1. Мотивационно - целевой 2. Процессуальный этап 3. Рефлексивно - оценочный
Требования к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Сравнительная схема традиционного урока и урока в условиях реализации ФГОС общего образования Традиционный урокСовременный урок Проверка домашнего задания учеников учителем Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками Объявление темы урока учителемАктуализация учениками своих знаний Объяснение темы учителемПоиск проблемы учениками Закрепление знаний ученикамиВыражение решения учениками Применение знаний учениками
Типы современных уроков и формы работы Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Схема учебной ситуации на уроке