Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 68 города Хабаровска Медведева Лариса Георгиевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Еще до школы дети накапливают большое число представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве. Но так как опыт детей и накопление терминологии носят случайный и эпизодический характер, то осознанного понимания отношений между предметами, выражаемыми словами «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между» и другими у детей до поступления в школу, как правило, нет. Восприятие пространства, осуществляемое в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе, для младшего школьника осложнено тем, что пространственные признаки предметов сливаются с воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как специальные отдельные объекты познания.
Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, с приобретением им опыта. Все образы воображения, какими удивительными они бы не были, основаны на тех данных, которые мы получаем в реальной жизни. То есть потенциал нашего воображения зависит от объема и разнообразия нашего опыта.
Одним из школьных предметов, на котором дети обобщают, закрепляют пространственные представления является окружающий мир. Название курса окружающего мира для первого класса «Я и мир вокруг». Центральная фигура учебника – первоклассник. Основная задача ставится систематизацией его жизненного опыта и применение такового для ориентации ученика в окружающем мире, пространстве. Этот материал представлен темами:«Как мы понимаем друг друга». Здесь уточняются и закрепляются такие понятия, как: «справа», «слева», «за», «перед», «вперед», «выше», «ниже», «вверх», «вниз». «Что нас окружает». Здесь осуществляется знакомство с городом, его особенностями, с городским транспортом. Первоклассники закрепляют знания правил безопасного поведения на улице, работы светофора, дорожных знаков.
Во втором классе ученики приступают к освоению языка географических названий Главная задача учебника «Наша планета Земля» - познакомить школьников с языком географических карт, со словами и понятиями, с ними связанными, научить путешествовать по карте Одна из главных идей учебника – проследить связь изменений условий на поверхности нашей планеты с положением Земли в Солнечной системе Этот материал представлен следующими темами: Земля и солнце Глобус и карта Формы земной поверхности Части света
Я работаю в 1 классе по образовательной системе «Школа 2100». Я считаю наиболее важными в условиях города вырабатывать у детей хорошую ориентировку в пространстве. Поскольку улицы большого города, с потоком движущихся машин, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на темп уличной жизни сигнала светофора, ставят перед нами задачи: Формирование практических умений пешеходов Формирование умения прогнозировать свое поведение, как участника дорожного движения. Наша школа находится в оживленном районе. Поэтому на уроке по теме: «Учимся быть пешеходами» одно из главных задач я поставила составить со своими учениками безопасный маршрут из школы домой.
Для учеников первого класса одним из важных средств развития пространственного воображения является игра. Однако она принимает свои специфические формы и имеет свои задачи. Особенности игровой деятельности младших школьников заключается в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Будучи непосредственно связанна с учебной деятельностью, игровая деятельность расширяет ее возможности, является важным источником развития учащихся. Гораздо продуктивнее решаются умственные задачи, если они предложены в занимательной, игровой форме.
Поэтому свой урок я построила в форме игры. На урок к нам пришел сказочный герой Буратино. Для него ребята повторили правила дорожного движения. Во время путешествия в наш класс по пути следования Буратино попадал в различные ситуации. Ребята помогли Буратино разрешить их. А затем нужно было пригласить Буратино к себе в гости и показать ему безопасный путь от школы до своего дома. В процессе урока мы уточняем пространственные представления «вперед», «назад», «вправо», «влево», «далеко», «близко». Закрепляли умение правильно называть предметы расположенные спереди, сзади, слева, справа от самого себя и от другого человека.