Тема урока: Роль изобразительно- выразительных средств в лирике А.С.Пушкина
Задачи урока: а)повторить изученные выразительные средства; б)дать учащимся понятие об антитезе; в)раскрыть контраст основных настроений стихотворения « Зимнее утро» г)развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического героя; д)формировать первичные представления о лирическом герое пушкинской поэзии; е) развивать образное мышление учащихся.
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К.Паустовский)
«Пушкин все, к чему ни касался, превращал в творчество» Ю.Лотман
«ЗИМНЕЕ УТРО» Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.