Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся
Что такое реферат ? Учебный реферат – самостоятельная работа ученика по изучению, осмыслению и обобщению знаний по определенной теме, проблеме Учебный реферат – самостоятельная работа ученика по изучению, осмыслению и обобщению знаний по определенной теме, проблеме Реферат ( от лат. Refferre сообщать, докладывать ) – краткое изложение какого - либо исследования в форме доклада или в письменном виде. ( Словарь иностранных слов, АСТпресс, 1999) Реферат ( от лат. Refferre сообщать, докладывать ) – краткое изложение какого - либо исследования в форме доклада или в письменном виде. ( Словарь иностранных слов, АСТпресс, 1999)
Какие знания и умения позволяет продемонстрировать реферат ученику ? Знания по определенной теме, проблеме ; Знания по определенной теме, проблеме ; Умение работать с информацией : Умение работать с информацией : находить информацию из различных источников, включая энциклопедии, словари, научную литературу и публицистику, Интернет - ресурсы и другие базы данных ; перерабатывать и использовать информацию ; находить информацию из различных источников, включая энциклопедии, словари, научную литературу и публицистику, Интернет - ресурсы и другие базы данных ; перерабатывать и использовать информацию ; анализировать и систематизировать информацию ; делать самостоятельные выводы и обобщения ; анализировать и систематизировать информацию ; делать самостоятельные выводы и обобщения ; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( план, тезисы, комментарий …) и с использованием информационных технологий ( коммуникативные умения ). воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( план, тезисы, комментарий …) и с использованием информационных технологий ( коммуникативные умения ). Умение выступать, участвовать в диалоге. Умение выступать, участвовать в диалоге.
Из каких частей состоит реферат ? План ( с указанием глав, разделов, страниц ); План ( с указанием глав, разделов, страниц ); Введение. Введение. Основная часть : Основная часть : глава ( раздел, параграф ) глава ( раздел, параграф ) глава ( раздел, параграф ) и т. д. глава ( раздел, параграф ) и т. д. Заключение. Заключение. Список использованной литературы. Список использованной литературы. Приложения : иллюстрации, схемы, карты, таблицы, фотоальбом, видеоматериалы, диски и т. д. Приложения : иллюстрации, схемы, карты, таблицы, фотоальбом, видеоматериалы, диски и т. д.
Что необходимо сказать во введении ? Обоснование выбора темы – ее значимость, актуальность, Обоснование выбора темы – ее значимость, актуальность, мотивы и обстоятельства возникновения интереса к теме, мотивы и обстоятельства возникновения интереса к теме, цель, задачи, объект изучения ( то, что изучается, материал ). цель, задачи, объект изучения ( то, что изучается, материал ). предмет изучения, исследования ( проблема ), предмет изучения, исследования ( проблема ),
О чем говорит исследователь в основной части ? Объективные сведения по теме реферата, Объективные сведения по теме реферата, Критический обзор источников по постановке проблемы, Критический обзор источников по постановке проблемы, Собственные наблюдения, версии, гипотезы, их доказательства, оценки и т. д. Собственные наблюдения, версии, гипотезы, их доказательства, оценки и т. д.
О чем необходимо сказать в заключении ? Основные выводы по теме реферата, Основные выводы по теме реферата, Результаты рассмотрения, исследования проблемы, личная значимость проделанной работы, Результаты рассмотрения, исследования проблемы, личная значимость проделанной работы, Перспективы продолжения работы над темой. Перспективы продолжения работы над темой.
Оформление реферата (титульный лист, объем реферата) Название учебного заведения Тема Реферата Фамилия и имя автора Класс ФИО учителя, осуществляющего научное руководство Год написания реферата Объем реферата: страниц текста (14 шрифт, Интервал - 1,5)
Оформление списка литературы и ссылок на источники: Грамотно оформленный реферат предполагает наличие: а) списка литературы – ФИО автора; ФИО автора; Название книги, статьи (название сборника или журнала); Название книги, статьи (название сборника или журнала); Место издания, год издания. Место издания, год издания. б) ссылок на источники- постраничный вариант ( сноска под основным текстом с указанием выходных данных источника); постраничный вариант ( сноска под основным текстом с указанием выходных данных источника); внутристраничный вариант ( в тексте работы, после приведенной цитаты указывается номер источника по общему библиографическому списку и страницы) внутристраничный вариант ( в тексте работы, после приведенной цитаты указывается номер источника по общему библиографическому списку и страницы)
Критерии оценивания реферата: Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов. Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее. Давать критическую оценку (при необходимости) суждениям и высказываниям в источниках по проблеме реферата. Давать критическую оценку (при необходимости) суждениям и высказываниям в источниках по проблеме реферата. Личностная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений. Личностная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений.
Критерии оценивания реферата: Умение ясно выражать свои мысли в письменной и устной форме, индивидуальность стиля автора. Умение ясно выражать свои мысли в письменной и устной форме, индивидуальность стиля автора. Правильность оформления работы (структурирование текста согласно пунктам плана, оформление цитат, ссылок, схем, таблиц и т.п.) Правильность оформления работы (структурирование текста согласно пунктам плана, оформление цитат, ссылок, схем, таблиц и т.п.) Сопроводительные материалы (иллюстрации, графики, картосхемы и т.д.) Сопроводительные материалы (иллюстрации, графики, картосхемы и т.д.) Использование ИКТ-технологий, ресурсов Интернет. Использование ИКТ-технологий, ресурсов Интернет.