Молодчик А.В., Петров В.Ю.
Концепция устойчивого развития организации требует: A.Ориентации на долгосрочный успех B.Учёта неэкономических факторов успеха (окружающая среда, социум, качество жизни людей и т.д.) Достижение этой цели обуславливает необходимость смены парадигмы классического менеджмента с большей ориентацией на процессы самоорганизации и саморазвития, основанные на механизмах управления поведением людей
Классический менеджмент Специализация Стандартизация Планирование, контроль Иерархия Вознаграждение Новый менеджмент Разнообразие Инициатива, адаптация Делегирование власти Гибкость Внутренняя мотивация
Самоорга- низация Т 1 Самоорга- низация Т n Самоорга- низация Т 2 Саморазвитие Стратегия Устойчивое развитие Тактика Эффективность и синергетика процессов Признаки:внутренняя мотивация рефлексия синергетика самоконтроль
Базовые (первичные) характеристики 1.Единство целей и интересов индивидуумов, групп, организаций (целеполагание). 2.Принятие на себя ответственности, самоконтроль (самоопределение). 3.Многоуровневое лидерство, командная работа, синергия, вовлечённость (механизм). Обеспечивающие характеристики 1.Внутренняя долгосрочная мотивация и её напряженность (двигатель). 2.Децентрализация и внутреннее предпринимательство (форма). 3.Самообучение, накопление и обмен знаниями (потенциал). Результирующие характеристики 1.Проявление инициативы и достижение max результата (результат).
Пассивность Равнодушие Одержимость Предприимчивость Инициатива Ответственность + Личностное - Сопротивление Торможение Инерция Эффективность Изменения Устойчивое развитие + Групповое (организационное) -
Нормы и правила поведения Объекты саморазвития и самоорганизации (процесс замораживания изменений векторов поведения) Параметры напряженности (процесс изменения векторов поведения) Вектор устойчивого развития организации Результаты развития
Инициатива субъектов системы по её развитию и эффективности Направленность интересов субъектов системы по отношению к её результативности в краткосрочном и долгосрочном периоде Степень желания достижения личных целей и целей системы Импульс Вектор поведения Мотив
Элементы 2С системы Характеристика элементов в идеальных 2С Системах Культура Ценности компании, которые одобряют самореализацию сотрудников, ориентируют на успех и признание, на основе предпринимательства; формируют приверженность (лояльность) компании. Является "цементом" 2С систем, поддерживает единство целей и интересов, индивидуумов, групп, организаций (целеполагание). Одобряет принятие на себя ответственности и самоконтроль (самоопределение). Лидерство Образы и предметы поведения, которые способствуют командной работе, приверженности, вовлечённости, достижению синергии индивидуальных усилий, формируют истории личного и командного успеха в компании. Базируются на многоуровневом лидерстве и определяют механизм 2С систем. МотивацияЛюди демонстрируют приверженность ценностям и интересам организации, инициативны и вовлечены в процессы изменений, поддерживают новые идеи, творчески подходят к решению обычных и новых задач. Сплоченность и командная работа - ключевые характеристики коллектива. Базируется на внутренней долгосрочной мотивации и напряженности сотрудников. Является "двигателем" 2С систем.
Элементы 2С системы Характеристика элементов в идеальных 2С Системах Обучение Формальные и неформальные нормы и правила, которые способствуют саморазвитию сотрудников, команд, подразделений и компаний в целом за счёт активации внутренних резервов и использования широкого спектра источников знаний. Определяет потенциал компании. СтруктураФормальные правила и протоколы, которые способствуют появлению инициативы. Позволяет самостоятельно принимать и реализовывать управленческие и технологические решения. Основана на децентрализации и внутреннем предпринимательстве. Определяет форму 2С систем.
1.Поведенческий подход к построению организации основанный на новых механизмах управления поведением людей, ориентированных на приоритет внутренней мотивации, на базе процессов саморазвития и самоорганизации. 2.Теория напряженности. Организация стремится к развитию и инновациям в случае наличия разницы потенциалов между имеющимися ресурсами и целями, которых она желает достичь. 3.Трансформация бизнес-модели организации в условиях саморазвития и самоорганизации. 4.Теория управления жизненным циклом лидеров, как основной ключевой компетенцией современной организации.