Подготовила учитель – логопед ГБДОУ113 Милейшева Надежда Геннадьевна
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 34 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,55 годам. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов. Вашему вниманию предлагаю игры и упражнения, которые помогут ребенку в формировании грамматического строя речи.
* Кто больше знает слов? Цель: активизировать предметный словарь по теме Человек и его здоровье; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом. Дети называют по одному слову части тела. Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть? Например: Ухо: Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки! Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы строить глазки; чтобы косить глазом и т.д.
* Игровое упражнение Чье все это? Цель упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Корова коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
* Игра Какой предмет? Цель развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов- признаков и правильно их согласовывать. Эта игра для развития речи, состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов. Зеленый помидор, крокодил, цвет, фрукт,... Красное платье, яблоко, знамя,...
*Игра Наоборот. Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь.... (близко). Скажу я слово потолок, а ты ответишь... (пол). Скажу я слово потерял, а скажешь ты... (нашел)! Скажу тебе я слово трус, ответишь ты... (храбрец). Теперь начало я скажу ну, отвечай... (конец). * Умозаключения. На установление причинно-следственных связей (по типу Закончи предложение): а) Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший? Кто самый младший? б) Мама попросила вдеть нитку в иголку, потому что... в) Папа включил телевизор, потому что... г) Если мама младше папы, то папа... (старше мамы) д) Если брат старше сестры, то сестра... (младше брата) е) Папа с сыном готовят обед, потому что... ж) Дедушка огорчился, потому что... з) Мама обрадовалась, потому что... и) Если я заболею, то мама...
Игра «Доскажи словечко». Прошла зима И каждый рад. Спешит весна, И месяц … (март!) За ним другой стучится в дверь, Он называется … (апрель!) И третий месяц вспоминай, И называется он…(май) Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день на пашне вскачь И зовется птица… грач. На шесте – дворец, Во дворе – певец, А зовут его…Скворец Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла... Прилетит плохи дела! Ну, кого паук боится? Угадали? Это... птица