Выполнили : студенты группы ПС -11 Жаура Яна и Монтрим Даша
В школе обучается 337 учеников 12 классов (2 вторых класса ), 50 детей в дет. саду (2 подготовительные группы ). Занятия с детьми проводят квалифицированные учителя, которые имеют, помимо традиционного педагогического, специальное образование по вальдорфской педагогике. Для психолога есть приспособленное помещение и лечебно - педагогический кабинет, где проходят консультации с детьми.
Методологической основой вальдорфской педагогики является то, что процесс обучения строится соответственно возрастным особенностям ребёнка. Таким образом, в основу вальдорфской педагогики заложено постепенное естественное развитие ребенка с учетом его физического, душевно - духовного и интеллектуального состояния.
Основные виды деятельности : Психологическое просвещение Психологическая профилактика Психологическое консультирование Психологическая диагностика Психологическая коррекция
Психологические методы и приёмы, которые используются в работе наблюдение опрос интервью психодиагностические тесты эксперимент моделирование методы коррекции и развития
Мы использовали метод наблюдения. Наблюдали за детьми, начиная с садика и заканчивая четвёртым классом. Нашей основной личной задачей было научиться наблюдать за детьми и преподавателями таким образом, чтобы оставаться в позиции психолога, не становясь в позицию ученика или учителя. Также в наши задачи входило ознакомление со спецификой преподавания и воспитания детей в вальдорфской школе.
В вальдорфском детском саду имеют равные возможности для развития дети со всеми особенностями познавательной сферы ( визуалы, аудиалы, кинестетики ). Сказку воспитатель не читает, а рассказывает и показывает с помощью самодельных кукол.
Детские стишки и песни сопровождаются движениями и действием пальчиков. Дважды в неделю дети замешивают тесто и лепят пирожки.
Также здесь популярно рисование восковыми блочными мелками и большими кистями, лепка из пчелиного воска, плетение. Игрушки, сделанные из натурального материала, незавершенные и стимулируют ребенка к созданию собственных образов и конструкций.
Обучение в вальдорфской школе опирается на задействовании всех видов чувств ребенка. Первый урок длится полтора часа и состоит из трёх частей. А именно : ритмическая, основная и рассказывающая.
Учащиеся получают возможность, наряду с содержанием, овладеть индуктивным методом, который делает возможным взгляд на мир через приобретение собственного опыта на основе познания, а не через призму предоставленных теорий. Несмотря на то, что в школе отсутствует балльная система оценок, дети на уроках активные, хотя качество их знаний, конечно, разная.
Искусство ( музыка, пение, танец, театр, рецитация, живопись, лепка, художественные ремесла, эвритмия, рисование форм ) в вальдорфской школе имеют особую форму духовно - практической деятельности, в которой происходит эмоционально - ценностное становление ребенка.
В построении учебного процесса учитель не только учитывает возрастные особенности развития учащихся, но и интересуется такими психологическими новообразованиями, как внутренняя позиция детей, то есть отношение ребенка к объективным обстоятельствам его жизни и деятельности, вызывающих сильные эмоциональные переживания.
В некоторых классах есть инклюзивные дети ( т. е. дети с синдромом Дауна, ДЦП и т. д ). С такими детьми психологи работают дополнительно, поскольку они нуждаются в постоянном сопровождении психолога.
Помимо наблюдения за детьми и ознакомлением с особенностями вальдорфской педагогики, мы узнали о правах, должностных обязанностях, этическими принципами и задачами, которые выполняет психолог в школе. Ознакомились с документацией школьного психолога.
Ознакомились с литераторой, раскрывающей принципы Вальдорфской педагогики. Больше всего нас увлекла книга Франса Карлгрена « Воспитание к свободе ».
Нам практика очень понравилась по многим причинам : было открытием, сколько на самом деле работы выполняет психолог была возможность наблюдать за детьми разных возрастов мы познакомились с интересной литературой появилось желание глубже изучать возрастную психологию