История педагогики и образования Лекция 3 Андрюхина Людмила Михайловна, доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Российской Академии социальных наук, действительный член Российской Академии Естествознания, профессор ФГАОУ ВПО РГППУ
Средневековый мир образования. Воспитание и педагогическая мысль Средневековья
Вопросы: 1. Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Средневековья. 2. Основные характеристики мира образования в Эпоху Средневековья. Образование и текстовая культура Средневековья. 3. Философия образования: идеал человека, понимание природы знаний и целей образования. 4. Содержание образования: семь свободных искусств. Дидаскалии и схоластический метод. 5. Основные образовательные системы Средневековья. Культурно-исторические формы образовательной практики: типы школ, становление университетов
1.Особенности культурно- исторической ситуации. Культура Средневековья. 2.Основные характеристики мира образования в Эпоху Средневековья. Образование и текстовая культура Средневековья.
1.Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Средневековья Каждая культура или эпоха вносит свою неповторимость в жизнь человека, в комплекс его мыслей и чувств. Средневековая педагогика не исключение. Мир Средневековья отличен как от современного, так и от Античного мира В нем иные ценности, цели и задачи воспитания и обучения, иные формы педагогического процесса, другой идеал Человека.
Мир образования в эпоху средневековья Христианское Средневековье: в культуре доминирует религиозное отношение к миру. Учитель всех людей Иисус Христос Он обращается не к избранным, а ко всему человечеству. Цель образования, на которую указывает Апостол Матвей: «Будьте совершенными как совершенен Отец наш небесный» Авторитет и авторитарность. Главный авторитет – Бог.
Мир образования в эпоху средневековья Это эпоха, когда среди невежества утверждается идеал образования и образованности как неотъемлемых характеристик каждого человека, его пути к Богу. Это эпоха учения и ученичества. Учительство и Ученичество как универсальный тип социальных отношений «Ученье – свет» - этот образ идет от Средневековья. Страх тьмы. Тьма ассоциируется с сатаной. Это время становления педагогики как дидактической системы знания и деятельности
Вопреки сложившимся стереотипам Средневековье – это удивительно яркая эпоха. Любовь к ярким краскам во всем: одежда, символика цвета и цветов, витражи, иконы (золото, пурпур, синева – насыщенный цвет).
Мир образования в эпоху средневековья Средневековье - эпоха текста, текстовой культуры. Аристотель – первый читатель в современном смысле слова. Платон высмеивал за это Аристотеля, так как это считалось делом раба – читать вслух. От слова слышимого – к слову зримому. Весь мир – текст Природа – книга, начертанная знаками Господа Читать должен уметь каждый, чтобы прочесть Библию.
Типология средневековых книг 1. Библия 2. Религиозно-литургические книги 3. Прочие типы книг
Мир образования в эпоху средневековья Особенности культуры и социума Двойственность мира и связанная с этим символичность. Это проявляется во всем: мир погибает, рушится, в нем некому доверять, нет смысла ни в чем, все бренно (Экклезиаст) и одновременно это мир, в котором возможно спасенье. 476 год н.э. – падение Римской империи под натиском германских племен. Весь мир реален, но одновременно он сакрален, кругом знаки Божьи. Отсюда постоянно ожидание Чуда. Мир естественен и сверхестественен, он - материальный и духовный и т.д.
3.Философия образования: идеал человека, понимание природы знаний и целей образования.
Мир образования в эпоху средневековья Человек – двойственное существо: мирское и божественное одновременно. Главное, что сам человек должен найти путь к Богу, т.е. к лучшему в самом себе Путь – подражание Христу. Это руководство не только к знаниям, но и к добродетельной жизни.
Мир образования в эпоху средневековья Знание приобретает двойственную природу. Не любое знание признается необходимым. На всю имеющуюся систему знаний накладывается символическая сетка, знания «просеиваются» и разделяются на: Светское и религиозное; Научное и религиозное; Логику и теологию; Мирское и духовное "божественные" (studia divina), целью которых было изучение Священного Писания, и "человеческие" (studia humana), включающие семь "свободных искусств" Знания могут вести к гордыне, и к смирению
Соединение знания с верой «Невозможно неочищенной душе приобрести дар духовного знания» «Нечистая душа не может ни преподать, ни перенять духовное знание» «В сердце добром почнет мудрость, и кто боится Бога, то найдет знания с правдою»
4.Содержание образования: семь свободных искусств. Дидаскалии и схоластический метод.
Содержание образования Свободные искусства делились на две группы: trivium (лат. тривий) учебный цикл из трех словесных наук (грамматика, логика (или диалектика) и риторика) и quadrivium (лат. квадривий) учебный цикл из четырех математических наук (геометрия, арифметика, астрономия и музыка).
Содержание образования Их визуальные образы были описаны в трактате V века «De nuptis Philologiae et Mercurii» (лат. «Свадьба Филологии и Меркурия») римского юриста и грамматика Марциана Капеллы, в котором искусства олицетворялись женщинами каждая с соответствующим ей атрибутом и в сопровождении кого-либо из широко известных представителей ее сферы.
Содержание образования Средневековая Церковь считала свободные искусства «оружием против еретиков», и потому их можно встретить в романской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями.
Методы обучения Преобладают: заучивание и воспроизведение, запоминание со слуха (чтение вслух) «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу» Книжный и схоластический, катехизический (вопросно- ответный)
Методы обучения Винцент из Бове ( ) Винцент из Бове - монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять».
Дидактизм всей жизни Поучения и наставления – самый распространенный жанр текстов. Жизнеописания святых (легендарии) Исповеди (тексты) Дидаскалии – педагогические дидактические труды
Теоретические труды по педагогике отцов Церкви Они посвящены тому, как учить, систематизируют содержание образования, описывают образование как особую сферу деятельности. Это предтеча педагогики как науки В современном смысле – это труды дидактической направленности
Дидаскалии Иоанн Солсберийский ( гг.) «Металогик» Иоанн Коттон развил музыкальную педагогику Средних веков Гуго Сент-Викторский( ) «Дидаскаликон»
Гуго Сент-Викторский (Hugues de Saint- Victor) (1096/97 11 февраля 1141) Французский философ, богослов, педагог. Обосновался в аббатстве Сент-Виктор, где находилась крупная философская школа, созданная Гильомом де Шампо. Гуго Сент-Викторский самый знаменитый представитель этой школы, с 1138 г. её глава. В 1139 стал кардиналом епархии Фраскати.
Дидаскаликон «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» по своему философскому содержанию одно из наиболее характерных сочинений XII в. Поскольку для средневековой философии был присущ дидактизм (задача состояла не только в познании истины, но и в передаче её другим), философия была схоластической и философские труды создавались в форме диалога между учителем и учеником. Рассказ о различных науках и искусствах Гуго Сен-Викторский связывал с картиной мироздания, которая объясняла разнообразие знаний.
Гуго Сен-Викторский Видел в качестве дидактической цели - увязать смысл жизни человека и его природы со смыслом обучения вообще. Требуемые качества ученика - природные способности, усердие, благонравие.
Гуго Сен-Викторский ( )
Схоластический метод обучения Программа и методы обучения юридических факультетов в Болонье и других университетах Запада в XIIXIII вв. были основаны на новом способе анализа и синтеза, который позже назвали схоластическим. Этот метод, который впервые был полно разработан в начале 1100-х гг., как в праве, так и в богословии предполагает абсолютный авторитет определенных книг, в которых, содержится единое и полное учение.
Схоластический метод обучения Парадоксальным образом схоластический метод предполагает, что в тексте могут быть и лакуны и противоречия, поэтому он ставит своей главной задачей суммировать текст, закрыть лакуны и разрешить противоречия внутри него. Этот метод называется "диалектическим" в том смысле, который придавался этому слову в XII в., то есть стремящимся примирить противоположности.
Схоластика Пьер Абеляр ( ) П. Абеляр - ф ранцузский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. П. Абеляр - основоположник диалектической схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.
Пьер Абеляр ( ) Абеляр был страстным любителем диалектики в её схоластическом понимании. Он собрал в своем знаменитом трактате Sic et Non (Да и Нет) множество противоречащих друг другу положений Библии и отцов церкви, чтобы показать, что тексты авторитетов нуждаются в толковании, не могут и не должны приниматься буквально и неизменно.
5. Основные образовательные системы Средневековья. Культурно-исторические формы образовательной практики: типы школ, становление университетов
Педагогические принципы Природосообразность – чтение знаков божьих, т. е. познание природы через тексты и толкования. Природа (естество) самого человека практически не изучалась. Аскетизм как дисциплинирование плоти. Культуросообразность (богоугодность) – умение жить в сложном символическом мире и читать его, находя путь к богу. Социосообразность – нравственно- религиозные ценности в основе всего, отношения ученичества, почитание авторитетов Человекосообразность – по сравнению с Античностью возрастает значение духовного в человеке. Работа человека над самим собой. Человек должен себя формировать по образу и подобию Бога. Христианская педагогика Отцов Церкви отвергает античный индивидуализм и своеволие, не отрицая индивидуальности. Упор делается не на внешнее в воспитаннике - будь то физическое развитие или умственные способности к риторике или литературе, науке или философии, а на внутреннее формирование духовной сущности на основе разума (познание человека, мира, Бога), веры (почитание Бога) и воли (служение Богу и ближнему) либо смирения.
Парадигмы Светская (расширяется по сравнению с античностью: рыцарское, городское, бюргерское, цеховое образование, обучение чтению и др.) Религиозная (монастырские, приходские и др. школы) Эзотерическая
Культурно-исторические формы образовательной практики Средневековья Несмотря на то, что античные школы не сохранились, многообразие форм организации образования возрастает Сословный характер институтов образования Особую роль играла трехчленная система разделение труда сложившиеся к XI в.: духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане. Каждое сословие имело свой идеал образованности. Добродетелью крестьянина считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа - доблесть; главное качество духовенства - благочестие и пр. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души.
Идеал рыцарского воспитания Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести».
Церковные школы Вновь организованные церковные школы стали преемниками античной традиции. Прежде всего, это проявлялось в латыни. С V по ХУ века церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело У-УП вв. оказалось в плачевном состоянии. Неграмотной была верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Инициировать развитие образования пытались и светские власти (Карл Великий). В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: кафедральные и монастырские школы.
Церковные школы Школы готовили служителей культа - внутренняя школа и обучали мирян - внешние школы. Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики и юноши. В малых школах - дети 7-10 лет, а в больших школах - старше 10 лет. В малых школах один учитель (схоласт, дидаскал) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся учитель, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком следили циркаторы.
Церковные школы Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Пользуясь догматом "Тело - враг души" школы не уделяли физическому воспитанию должного внимания, хотя иногда проводились "дни веселья", каникул формально не было.
Церковные школы В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. До XI века учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. В Х1У-ХУ вв. розгу, палку, плеть сменил бич. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело.
Церковные школы Школы ордена АНАХОРЕТОВ три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ КАПУЦИНОВ, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение) иногда к этому добавляли изучение астрологии.
Типы учебных заведений раннего Средневековья Школы катехуменов -приходская -монастырская -соборная -епископальная (кафедральная)
Приходская школа- это элементарная (малая) школа располагалась при церкви давала начальные знания 310 ученикам в области религии церковное песнопение чтения на латинском языке счет письмо
*КВАДРИ́ВИУМ (лат. quadrivium "перекресток, перепутье из четырех дорог") в античности учебный курс, следующий после тривиума и включающий арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Монастырская школа- Бенедиктинская школа раннего Средневековья тесной связи с епископальными школами глубокие религиозные знания решались проблемы обучения светским наукам риторика религиозная философия грамматика дисциплины квадривиума* большое внимание уделяли переписыванию книг Крепость ордена, спасение его и слава состоят в его школах Люди, руководившие образованием в этот период, принадлежали к этому ордену Библиотека «Монастырь без библиотеки, что крепость без охраны»
Церковные школы Епископальные школы до IX века являлись церковными учебными заведениями основного типа, где преподавали богословие. В течение IX века кафедральные школы переживают упадок, но в Х веке их рост вновь возобновился.
Церковные школы Среди создателей первых монастырских школ Средневековой Европы следует назвать Флавия Кассиодора ( гг.). При школе в монастыре работала библиотека. Заметно выделялись школы (монастырские) Англии, Ирландии. Создана учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Первые монастырские школы были учреждены орденом АНАХОРЕТОВ. Родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет. Затем было организовано обучение мирян.
Церковные школы Постепенно первенство в организации монастырских школ захватили ордена: КАПУЦИНОВ-ФРАНЦИСКАНЦЕВ(основан в 1212г.) и ДОМИНИКАНЦЕВ (создан в 1216г.) У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли Роджер Бэкон и Фома Аквинский ( гг.).
Образцовые монастырские школы Среди внутренних монастырских школ, готовивших монахов- учителей, немало было образцовых. Местом «счастливой юности» слыла школа при монастыре св.Альбана. О школе ученого- монаха Рабана при Фулдском монастыре ходила пословица: «веселые ученики, веселые учителя, развеселый ректор».
Цеховые школы Возникшие в ХIII- XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Обучение велось на родном языке. Умения ученики получали непосредственно у мастера. Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов).
Городские школы В период с ХII по ХУ вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ и университетов. Это было связано с ростом городской инфраструктуры, укреплением социальных позиций горожан. Первые городские школы появились во второй половине ХII - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др. Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев.
Городские школы Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языке, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам приходилось преодолевать тяжкий надзор церкви. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место - "бродячие учителя". Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы.
Латинские школы Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Городские (латинские) школы возникали на фоне развития торгово-промышленной Европейской цивилизации.
Латинские школы Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древне европейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.
Университеты Университеты родились в системе церковных школ в конце XI - начале XII вв. Отдельные кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты. Парижский университет (1200 год), Университет в Неаполе (1224 год,) Университет в Оксфорде (1206 год), Университет в Кембридже (1231 год), Университет в Лиссабоне (1290 год). Час истины. Студенты Средневековья. Эпоха Университетов
Первым высшим учебным заведением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году и получивший статус университета в 848 году. Но этот Университет, первоначально, как и университеты Китая были зависимы от властителей.
Прервав над логикой усердный труд, Студент парижский рядом с нами плелся Едва ль бедней и нищий бы нашелся Ему милее 20 книг иметь Чем платье дорогое, лютню, снедь … Джеффри Чосер
Университеты Университеты учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались ПРИВИЛЕГИЯМИ - особыми документами, закрепленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей.
Университеты Появление университетов вызвано оживлением общественной жизни, торговли, увеличением городов и доходов. Вот почему города соглашались на открытие университетов. Но их открытие сопровождалось рядом условий: минимальное число студентов и др. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства. Церковь держала в университетах своих представителей - канцеров, которые подчинялись архиепископам. И все же университеты играли роль светской альтернативы церковному образованию.
Университет Сорбонны в Средние века
Достижения в развитии образования в Средневековье Утверждается идея массового характера образования Развивается система профессионального образования Появляются первые педагогические тексты (дидаскалии); Проведена огромная работа по систематизации знаний Высочайший престиж и авторитет Учительства Формировалась культура интеллектуальной деятельности, самостоятельность мышления (умственное творчество в уединенной келье, схоластические диспуты) В монастырях сохраняется наследие Античности Создаются и развиваются университеты
Литература Безрогой В.Г., Матулис Т.Н. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М., Изд-во РОУ, 1996