СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности Виды расходов организации Состав расходов организации по видам Расходы по обычным видам деятельности расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции (работ, услуг), занимают наибольший удельный вес в составе расходов организаций Операционные расходы - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; - расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных фондов и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции; - проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; - отчисления в оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.) Внереализационные расходы - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; - возмещение причиненных организацией убытков; - убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; - суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; - курсовые разницы; - перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью; - расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера.
функции себестоимости учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций определение оптимальных размеров предприятия база для формирования оптовой цены экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др. база для определения прибыли и рентабельности
Виды себестоимости Затраты по видам себестоимости 1.цеховаязатраты цеха, связанные с производством продукции 2. производственная общепроизводственные и общехозяйственные расходы. 3. полнаяотражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции)
Различают себестоимость индивидуальнуюсреднеотраслевую
Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, в простом и расширенном воспроизводстве; в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем ; в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства; снижение продажной цены (повышение конкурентоспособности продукции и увеличение объема продаж); повышение уровня дивидендов в АО.
2. Состав и классификация расходов на производство и реализацию продукции
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции 1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров, работ, услуг; 2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и другого имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии; 3) расходы на освоение природных ресурсов;4) расходы на научные исследования и опытноконструкторские разработки;5) расходы на обязательное и добровольное страхование; 6) прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
применяются две взаимодополняющие классификации затрат на производство и реализацию продукции: поэлементнаякалькуляционная
Поэлементная классификация затрат на производство и реализацию продукции Элементы затратСостав элемента затрат 1) материальные расходы- На приобретение сырья и материалов, запасных частей, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, воды и энергии всех видов; - приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. 2) расходы на оплату труда Начисления работнику в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами. 3) отчисления на социальные нужды Осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда. 4) суммы начисленной амортизации Отражаются суммы амортизационных отчислений, начисленные по амортизируемому имуществу. Объектами амортизируемого имущества на предприятии являются основные средства и нематериальные активы. 5) прочие расходы- Суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством России; - арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; - расходы на командировки; - расходы на содержание служебного автотранспорта; - расходы на оплату консультационных, информационных и юридических услуг; - представительские расходы; - расходы на рекламу; - расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги и др.
Затраты по статьям калькуляции Виды расходовСостав расходов коммерческие расходырасходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы; затраты на рекламу; прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке) общепроизводственные накладные (на обслуживание и управление производством) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, а также амортизация основных средств; цеховые расходы на управление: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности Общехозяйственные накладные расходы расходы непроизводственного назначения, связаны с функциями руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия в целом. В их состав включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.
Классификация затрат на производство продукции По экономической роли в процессе производства основные накладные По составу одноэлементные комплексные По способу включения в себестоимость продукции прямые косвенные
Классификация затрат на производство продукции По отношению к объему производства условно- переменные условно- постоянные По периодичности возникновения текущие единовременные По участию в процессе производства производственные коммерческие
Классификация затрат на производство продукции По эффективности производительные непроизводительные
задача На предприятии в отчетном периоде объем выпуска продукции составил 2000 ед., а затраты на ее выпуск 4 млн. руб., при этом условно- постоянные расходы составили 2,2 млн. руб. В плановом периоде предусматривается увеличить выпуск продукции на 20%. Определите плановую себестоимость продукции и величину снижения затрат за счет увеличения объема производства.
Решение 1. Определяем долю условно-постоянных расходов в себестоимости продукции: d = (2.2/4.0)*100 = 55% (45% доля перемен. расходов; 4 - 2,2 = 1,8 млн. руб. – перемен. расходы) 2. Плановые затраты на выпуск продукции составят: С пл = 2,2 +1,8 * 1,2 = 4,36 млн. руб. 3. Величина снижения затрат в плановом периоде за счет увеличения объема производства: 4,0 * 1,2 - 4,36 = 0,44 млн. руб. (4,8 – 4,36 = 0,44) Затраты на единицу продукции снизились с 2 тыс. руб. ( : 2000) до 1,82 тыс. руб. ( : 2400), т. е. на 180 руб.
3. СТРУКТУРА СЕБЕСТОИМОСТИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Факторы, влияющие на структуру себестоимости продукции специфика (особенности) предприятия ускорение научно-технического прогресса уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства географическое местонахождение предприятия инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита
Структура затрат на производство продукции по отраслям промышленности Виды затрат Отрасли промышленности Сырье и основные материалы Вспомогательные материалы, топливо, энергия Оплат а труда Амортизаци я Угольная (добыча) Нефтегазодобывающая Трубопроводный транспорт-5 – материалы 20- электроэнергетика и топливо Машино-аппаратно- приборостроение Нефтегазоперерабатывающая Электроэнергетика топливо вспомогательные материалы
4. Планирование себестоимости продукции на предприятии
План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы: 1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам). 2. Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции. 3. Сравнение плановых калькуляций отдельных изделий. 4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Показатели плана по себестоимости продукции Показатели плана по себ-ти продукции Формула расчетаРасшифровка формулы 1. Затраты на производство валовой продукции ВП = С п – 3 н.в С п затраты на производство по смете; 3 н..в затраты, не включаемые в состав валовой продукции 2. Затраты на производство товарной продукции ТП = ВП±(n + н) n изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления; н изменение остатков незавершенного производства; ± прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется 3. Реализуемая продукция РП = ТП ± (О н – O к )ТП полная плановая себестоимость товарной продукции на соответствующий период; О н фактическая производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на начало периода; О к плановая производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец периода
Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией Калькуляции бывают сметныеплановыенормативные
Методы планирования себестоимости продукции нормативный планирование по технико-экономическим факторам
При втором методе учитываются следующие факторы: 1) технические 2) организационные 3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции 4) уровень инфляции в плановом периоде 5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства
Основными путями снижения себестоимости являются: в трудоемких отраслях механизация и автоматизация производственных процессов в капиталоемких отраслях лучшее использование основных производственных фондов, максимальное извлечение из недр нефти и газа, максимально возможная загрузка трубопроводов в материалоемких отраслях экономия материальных ресурсов, внедрение материалосберегающих и безотходных технологий, глубокая переработка нефти и газа в энергоемких отрасляхвнедрение энергосберегающих технологий, минимизация потерь электроэнергии при транспортировке
а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда (±С ПТ ): ± Спт = (1- Iзп/ Iпт)* Yзп*100% где I зп индекс средней заработной платы; I пт индекс производительности труда (выработки); У зп доля заработной платы с отчислениями единого социального налога в себестоимости продукции;
6) изменение величины себестоимости продукции от изменения объема производства (С v ): С v = (1 – Iуп / Iv) * Ууп * 100% где I уп индекс условно-постоянных расходов; I v индекс объема производства; У уп доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;
в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (Cнц): Cнц) = (1 – Iн * Iц) * Ум * 100% где I н индекс норм материальных ресурсов; I ц индекс цен на материальные ресурсы; У м - доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.
Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит (С общ ): ± С общ = ± Спт ± Сv ± Снц
задача За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость 12 млн. руб., в том числе заработная плата с отчислениями Единого социального налога 4,8 млн. руб., материальные ресурсы 6 млн. руб. Условно постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно-технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10%, среднюю заработную плату на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%. Определите плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.
За последние годы структура себестоимости продукции в отдельных отраслях промышленности сильно изменилась. На ее изменение повлияли следующие факторы: 1) инфляционные процессы; 2) резкое замедление темпов обновления основных производственных фондов; 3) увеличение расходов на рекламу, представительских и др.