АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кузь Н.А., к.п.н., зав.каф.теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «НГПУ»
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Этапы разработки ФГОС дошкольного образования I этап: январь 2013 года создана рабочая группа по разработке Федерального государственного стандарта дошкольного образования II этап: февраль – март 2013 года разработка проекта ФГОС дошкольного образования III этап: апрель – май 2013 года профессиональное и общественное обсуждение проекта ФГОС дошкольного образования с привлечением родительского сообщества
Этапы разработки ФГОС дошкольного образования IV этап: июнь – август 2013 года утверждение ФГОС дошкольного образования V этап: июль – декабрь 2013 года разработка научно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования и предложений по применению стандарта при получении дошкольного образования в различных формах VI этап: январь 2014 – декабрь 2015 года внедрение ФГОС дошкольного образования
Этапы разработки ФГОС дошкольного образования 3 июля 2013 года Совет по стандартам Министерства образования и науки РФ принял решение по ФГОС дошкольного образования : "Принять и отправить на доработку".
Структура ФГОС ДО I.Общие положения II.Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III.Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования: - требования к психолого-педагогическим условиям; - требования к развивающей предметно-пространственной среде; - требования к кадровым условиям реализации ООП ДО; - требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО; - требования к финансовым условиям реализации ООП ДО. IV.Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Стандарт ФГОС ДО СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ
По материалам сайта Министерства образования и науки РФ
По материалам сайта Министерства образования и науки РФ ru.livejournal.com/tag/ФГОС
По материалам сайта Министерства образования и науки РФ
Принципы ФГОС ДО поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели стандарта ФГОС ДО обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт является основой для: разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы); разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Требования к структуре ООП ДО Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: – двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх; – игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами); – коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения); – познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); – восприятия художественной литературы и фольклора; – элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе); – конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.); – изобразительной (рисования, лепки, аппликации); – музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Требования к условиям реализации ООП ДО должны обеспечить: охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников; профессиональное развитие педагогических работников; создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования; открытость и мотивирующий характер дошкольного образования.
Психолого-педагогическая диагностика В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого- педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ целевые ориентиры дошкольного образования - это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Данные требования являются ориентирами для: учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; педагогов и администрации Организаций для решения задач: формирования Программы, анализа своей профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников; авторов образовательных программ дошкольного образования; исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; широкой общественности.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кузь Н.А., к.п.н., зав.каф.теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «НГПУ»