Философия Древнего Китая: Даосизм
Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа инь и ян, школа Конфуция, школа Конфуция, школа Моистов, школа Моистов, школа имен, школа имен, школа легистов, школа легистов, школа пути и силы даосов. школа пути и силы даосов.
Общие черты философии Китая 1. Идея неразрывности человека и природы, всех частей мироздания. 1. Идея неразрывности человека и природы, всех частей мироздания. 2. Одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира. 2. Одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира. 3. Высокая ценность жизни (в телесном и духовном аспектах). 3. Высокая ценность жизни (в телесном и духовном аспектах). 4. Повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации. 4. Повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации. 5. Антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования). 5. Антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования). 6. Внутренняя стабильность китайской философии, идея превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам. 6. Внутренняя стабильность китайской философии, идея превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам. 7. Интерес к вопросам магии как к практической стороне философии. 7. Интерес к вопросам магии как к практической стороне философии.
Философия Даосизма
Даосские трактаты Лао-цзы - «Дао дэ дзин»; Лао-цзы - «Дао дэ дзин»; Ле-цзы – «Желтый предок»; Ле-цзы – «Желтый предок»; Чжуан-цзы – «Чжуан- цзы» Чжуан-цзы – «Чжуан- цзы»
Главными направлениями и объектами философии даосизма являются: онтология (природа, космос), онтология (природа, космос), антропология (человек как телесное и духовное существо), антропология (человек как телесное и духовное существо), этика (поиск идеальной формы поведения), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (учение об идеальном правителе). политическая философия (учение об идеальном правителе).
Основу даосского мировоззрения составляют три идеи: 1. Все явления (включая человека) сплетены в единую сеть взаимовлияющих сил, находящихся в потоке всеобщего становления и изменения. 1. Все явления (включая человека) сплетены в единую сеть взаимовлияющих сил, находящихся в потоке всеобщего становления и изменения. 2. Примитивизм, представление о том, что человек и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте, с минимумом искусственности, учености, активности. 2. Примитивизм, представление о том, что человек и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте, с минимумом искусственности, учености, активности. 3. Вера, что люди посредством различных методов - мистического созерцания, диеты, различных практик, алхимии - могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, возможности познать силы природы и овладеть ими. 3. Вера, что люди посредством различных методов - мистического созерцания, диеты, различных практик, алхимии - могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, возможности познать силы природы и овладеть ими.
Основные понятия даосизма: Дао – источник естественной гармонии мира Дао – источник естественной гармонии мира Дэ -индивидуальная конкретизация вещей, благая мощь Дэ -индивидуальная конкретизация вещей, благая мощь Инь-ян - два вечных противоположных начала, находящихся в гармонии: ян – активное, всепроникающее, творческое, светлое, мужское и инь – пассивное, стабильное, ожидающее, темное, женское. Инь-ян - два вечных противоположных начала, находящихся в гармонии: ян – активное, всепроникающее, творческое, светлое, мужское и инь – пассивное, стабильное, ожидающее, темное, женское. Сянь - бессмертие, долголетие Сянь - бессмертие, долголетие
Дао в даосизме понимается как: 1) вечная, безымянная сущность природы, мира, заключенная в естественной гармонии всех элементов; 1) вечная, безымянная сущность природы, мира, заключенная в естественной гармонии всех элементов; 2) первоначало, «мать всех вещей», «корень земли и неба», источник развития мира. 2) первоначало, «мать всех вещей», «корень земли и неба», источник развития мира.
Для Дао характерны: небытийность, небытийность, неактивность, неактивность, пустотность, пустотность, спонтанность, спонтанность, естественность, естественность, неисчерпаемость неисчерпаемость непостижимость, непостижимость, вездесущность, вездесущность, совершенство, совершенство, спокойствие, спокойствие, неопределимость и т.д. неопределимость и т.д.
Идея гармонии и диалектики «Когда люди узнали, что такое красота, появилось и уродство. Когда все узнали, что добро это добро появилось зло. Поэтому бытие и небытие друг друга порождают, трудное и легкое друг друга создают, низкое и высокое к друг другу склоняются» («Дао дэ дзин») Когда люди узнали, что такое красота
Цель даосизма – достижение бессмертия (сянь) Душа и тело - воплощения инь и ян, несуществующие друг без друга. Душа и тело - воплощения инь и ян, несуществующие друг без друга. Человек часть мира, Дао, оно бессмертно, следовательно, человек тоже может достичь бессмертия. Человек часть мира, Дао, оно бессмертно, следовательно, человек тоже может достичь бессмертия. Бесмертие – путь избранных (шень жэнь) Бесмертие – путь избранных (шень жэнь)
Этика даосизма: Главный принцип поведения – недеяние (у-вэй) отказ от цивилизации и ее достижений; отказ от цивилизации и ее достижений; идеал просты и естественности; идеал просты и естественности; покой, гармония с миром; покой, гармония с миром; стремление экономно расходовать жизненные силы; стремление экономно расходовать жизненные силы; совершение 1200 добрых дел подряд; совершение 1200 добрых дел подряд; воздержание от лжи, зла, кражи, излишеств, алкоголя. воздержание от лжи, зла, кражи, излишеств, алкоголя.
Даосская алхимия Внешняя алхимия Создание эликсира бессмертия Внутренняя алхимия Совершенствование тела и духа
Выводы: Даосизм – уникальный синтез философии и религии, целью которого является достижение физического долголетия и бессмертия; Даосизм – уникальный синтез философии и религии, целью которого является достижение физического долголетия и бессмертия; Даосизм повлиял на культуру Китая и всего мира, привнося в систему ценностей Гармонию, естественность, ненарушение меры вещей, а также утверждая диалектику светлого и темного начал и стремление к возвышению над ними через слияние с Дао. Даосизм повлиял на культуру Китая и всего мира, привнося в систему ценностей Гармонию, естественность, ненарушение меры вещей, а также утверждая диалектику светлого и темного начал и стремление к возвышению над ними через слияние с Дао.