Нормативно-правовое обеспечение введения инклюзивного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Нормативно-правовое обеспечение организации инклюзивного образования.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Нормативное регулирование сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций по обеспечению качественного доступного образования детей с ОВЗ ГБОУ.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
ФЗ «Об образовании» 273 Гл.1.ст.1.2.п16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция.
Нормативно-правовые основы реализации права на образование детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр.
Транксрипт:

Нормативно-правовое обеспечение введения инклюзивного образования

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г., Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.), Джомтьенская декларация образования для всех 1990 года Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 23 ноября 2001г О Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Конвенция о правах инвалидов Статья 24 «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества. доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Федеральные нормативные акты Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, от Федеральные Законы: - от г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - от г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», - от ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Послание Президента страны Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ г Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный государственный стандарт начального общего образования; Указ Президента Российской Федерации от года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на гг.»; Письма Минобразования науки: - от г. 27/ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», -АФ-150/06 от г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени; - обеспечение индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося

Национальная стратегия действий в интересах детей на г.г. К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ- инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.

Национальная стратегия действий в интересах детей на г.г. Основные задачи : Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей- инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребёнка Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом. Разработка мер, позволяющих приравнять деятельность по уходу за ребенком- инвалидом одного из родителей (единственного родителя) к трудовой деятельности. Обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.

Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с пунктом 5 статьи 5 в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введены понятия: Статья 2 «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; «адаптированная образовательная программа» - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2 «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» – условия обучения и воспитания, и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами- психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи.

Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

В Федеральном законе от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введены понятия: Статья 42 «психолого-медико-педагогическая комиссия» - проведение комплексного психолого-медико- педагогического обследования детей с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Основные понятия: «инвалид» – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; «ограничение жизнедеятельности» – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Региональные нормативно-правовые документы «Комплекс мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2012 году», утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от п; Распоряжение Правительства РФ от р утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»; Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа -Югры разработано инструктивное письмо по созданию универсальной безбарьерной среды для общеобразовательных учреждений от ; Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от утверждена Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре

Цель и задачи системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Цель Концепции: создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Задачи: - разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей введение инклюзивного образования (обучения) в педагогическую практику в образовательных учреждениях разных типов и видов; - создание системы ранней диагностики и выявления детей-инвалидов и детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка; - формирование программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми-инвалидами, с ОВЗ в контексте инклюзивного образования; - создание безбарьерной образовательной среды.

Формы инклюзивного образования детей-инвалидов, с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Обучение, коррекция, воспитание : включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения образовательного учреждения с последующим получением коррекционной помощи в специальном (коррекционном) учреждении, центре; обучение детей со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальной (коррекционной) школе VIII вида; Обучение обучение в классах (группах) коррекционной направленности в образовательных учреждениях; включение в процесс обучения в класс (группу) образовательных учреждений; создание при общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах вечерних отделений для взрослых с ОВЗ, желающих получить образование. Воспитание и социализация социальная интеграция – обучение в коррекционных учреждениях с последующим включением в социокультурное пространство образовательных учреждений, города; психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.