Афанасьева Жанна Андреевна учитель истории МКОУ Уляхинская оош Гусь-Хрустальный район
«Использование технологии проектных мастерских во внеурочной деятельности как средство развития творческого мышления обучающихся» Обобщение опыта в модели «Информационно – педагогические модули» учителя истории высшей квалификационной категории, МКОУ Уляхинская основная общеобразовательная школа Гусь – Хрустального района Владимирской области
Требования современной системы образования Требования современной системы образования Цели и задачи собственной педагогической деятельности Цели и задачи собственной педагогической деятельности Учебный проект «История костюма эпохи Средневековья и Возрождения» Учебный проект «История костюма эпохи Средневековья и Возрождения» Школьный кружок Школьный кружок Условия возникновения и становления опыта
Актуальность и перспективность опыта Процессы модернизации и инновации Процессы модернизации и инновации «Наша новая школа» «Наша новая школа» ФГОС второго поколения ФГОС второго поколения Личностно – ориентированный и системно- деятельностный подходы Личностно – ориентированный и системно- деятельностный подходы Технология мастерских и проектного обучения Технология мастерских и проектного обучения
Гипотеза – культурные формы предлагаются, а не навязываются Гипотеза – культурные формы предлагаются, а не навязываются Цель – доказать, что технология проектного обучения и мастерских - одно из средств развития творческого мышления обучающихся Цель – доказать, что технология проектного обучения и мастерских - одно из средств развития творческого мышления обучающихся Задача опыта – апробировать совмещение технологии проектного обучения и мастерских Задача опыта – апробировать совмещение технологии проектного обучения и мастерских Объект исследования – процесс развития творческого мышления Объект исследования – процесс развития творческого мышления Предмет исследования – проектная мастерская Предмет исследования – проектная мастерская
Ведущая педагогическая идея опыта Развитие творческого мышления обучающихся через использование проектных мастерских как одного из средств во внеурочной деятельности, путем приобщения к творческой деятельности и создания собственного творческого продукта.
Теоретическая база опыта Исследования зарубежных психологов и педагогов: Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Л.Термен, Р.Стернберг, М.Воллах. Исследования зарубежных психологов и педагогов: Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Л.Термен, Р.Стернберг, М.Воллах. Исследования отечественных психологов: Данилова В.Л., Гальперин П.Я., Калмыкова З.И., Богоявленская Д.Б., Понамарев Я.А., Дружинин В.Н., Лернер И.Я., Медник С., Исследования отечественных психологов: Данилова В.Л., Гальперин П.Я., Калмыкова З.И., Богоявленская Д.Б., Понамарев Я.А., Дружинин В.Н., Лернер И.Я., Медник С., Е Туник, Р. Немов и другие.
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) - У.Килпатрик и Э.Коллингс, Д.Дьюи, С.Т.Шацкий. «Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя» (Г.К.Селевко)
Технология мастерских «Французская группа нового воспитания ЖФЭН» « Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» (Г.К.Селевко) « Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» (Г.К.Селевко)
Новизна опыта Уточнение содержания внеурочной деятельности Уточнение содержания внеурочной деятельности Единство компонентов содержания всей внеурочной деятельности Единство компонентов содержания всей внеурочной деятельности Разработана модель организации внеурочной деятельности Разработана модель организации внеурочной деятельности Установлена педагогическая ценность творчества обучающихся Установлена педагогическая ценность творчества обучающихся
Технология опыта Этапы проектной мастерской: «Индуктор» - проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого «Индуктор» - проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого Алгоритм индуктора: панель – выделение проблемы – работа с материалом – обсуждение – постановка вопросов и представление их классу – выбор проблемы для исследования
«Погружение в проект» - выбор темы проекта – анализ предстоящей деятельности – формирование творческих групп «Погружение в проект» - выбор темы проекта – анализ предстоящей деятельности – формирование творческих групп Задача учителя – направление на основе мотивации
«Конструктор» - составление индивидуального плана работы над проектом «Конструктор» - составление индивидуального плана работы над проектом «Поиск и исследование» «Поиск и исследование» «Разработка проекта» - планирование технологического процесса, определение способа творческого представления результатов «Разработка проекта» - планирование технологического процесса, определение способа творческого представления результатов
«Осуществление проекта» - выполнение технологических действий, моделирование «Осуществление проекта» - выполнение технологических действий, моделирование «Социализация» «Социализация» «Презентация или афиширование» «Презентация или афиширование» «Рефлексия» - отражение чувств «Рефлексия» - отражение чувств
Принципы и условия проектной мастерской Принцип гуманизма Принцип гуманизма Принцип личной заинтересованности Принцип личной заинтересованности Активная деятельность Активная деятельность Индивидуальность темпа работы Индивидуальность темпа работы Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск Осознаний собственной деятельности Осознаний собственной деятельности Принцип ответственности Принцип ответственности Отказ от методов принуждения и форм подавления Отказ от методов принуждения и форм подавления Продвижение к истине своим путем Продвижение к истине своим путем Ценность – процесс познания Ценность – процесс познания Выстроить знания, а не дать Выстроить знания, а не дать Каждый имеет право на мысль, идею, ошибку Каждый имеет право на мысль, идею, ошибку Творчество-безотметочная деятельность Творчество-безотметочная деятельность Учитель для ученика Учитель для ученика
Результативность опыта Диагностика вербальной креативности - методика С.Медника, адаптированная А.Н.Ворониным Диагностика вербальной креативности - методика С.Медника, адаптированная А.Н.Ворониным Диагностика невербальной креативности – методика Е.Торренса, адаптированная А.Н. Ворониным Диагностика невербальной креативности – методика Е.Торренса, адаптированная А.Н. Ворониным Психодиагностика творческого мышления Е.Туник – модификация тестов Гилфорда и Торренса Психодиагностика творческого мышления Е.Туник – модификация тестов Гилфорда и Торренса
п/ п п/ п Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень Показател и входной диагности ки(процен т обучающи хся школы) Показат ели диагност ике на выходе( процент обучаю щихся школы) % % %--15% %15%70% %85%15% п/ п п/ п Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень Показател и входной диагности ки (процент обучающи хся школы) Показател и диагности ке на выходе (процент обучающи хся школы) %15%30% %55%40% %--15% %30%15% %----
Адресная направленность опыта Учителя-предметники Учителя-предметники Педагоги, готовые выйти за рамки программного материала Педагоги, готовые выйти за рамки программного материала Педагоги дополнительного образования Педагоги дополнительного образования
Спасибо за внимание!