Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Владивосток 2014 Общая психология старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин Корнилова Дарья Сергеевна Блок 2: «Психические состояния. Стресс и фрустрация»
Тема 13: «Стресс. Фрустрация.»
Цель лекции: Изучить концепции стресса и фрустрации, их взаимосвязь и отличительные особенности.
?????????????????????????????????????????: Понятия « стресса ». Концепция стресса Г. Селье. Проявления стресса. Классификация страхов по Карвасарскому. Понятие « фрустрация » как психическое состояние. Причины возникновения фрустрации. Виды фрустраторов. Проблема соотношения фрустрации и психических защитных механизмов личности.
Стресс – это реакция нашего организма с процессом внутренних изменений в ответ на физическое или психологическое воздействие какого - либо раздражителя, которая возникает вне зависимости от того, какой он несет заряд – отрицательный или положительный. Для организма не важно : плохо это или хорошо, для него важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна реальность, а не наши сказки вокруг переживаний.
Впервые термин « стресс » в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции « бороться или бежать ». Уолтер Кэннон Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина « стресс », поскольку тот использовался во многом для обозначения « нервно - психического » напряжения ( синдром « бороться или бежать »). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин « стресс » для общего адаптационного напряжения. « Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, это и есть сущность стресса » Ганс Селье, " Стресс жизни "
Н-А-П-Р-Я-Ж-Е-Н-И-Е - ощущение потери контроля над собой ; - недостаточно организованная деятельность ; - вялость, апатия, повышенная утомляемость ; - расстройства сна ; - раздражительность, снижение настроения ; - повышенный аппетит ; - увеличившееся количество выпиваемого алкоголя ; - увеличившееся потребление психоактивных средств ; - расстройства половой функции ; - неблагополучное физическое состояние ( боли различного характера ).
Эмоциональная Чувство тревоги Переживание значимости Когнитивная восприятие угрозы оценка ситуации как неопределенной Мотивационная мобилизация сил капитуляция Поведенческая изменение активности привычных темпов деятельности появление «зажатости»
ТРУДОВЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Влияние окружающей среды ( шум, загрязнения, холод, жара ) Нагрузки повышенной интенсивности : - физические ; - информационные ( чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить, переработать ); - эмоциональные ( нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения ). Монотония. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы. Мировоззрение и установки, потребности, мотивы и цели, стереотипы восприятия, позиции в межличностных взаимодействии, особенностях стрессоустройчивости или особенностях внутриличностной динамики.
Боязнь пространства, проявляемая в различных формах ( клаустро -, агарофобия ) Социофобии. К ним относят страх покраснеть в присутствии людей, страх публичных выступлений, страх из - за невозможности совершить какое - либо действие в присутствии посторонних. Нозофобии – страх заболеть каким - либо заболеванием. Танатофобия – страх смерти. Сексуальные страхи. Страх нанести вред себе или окружающим. « Контрастные » фобии – например страх громко произнести нецензурные слова в обществе благовоспитанных людей. Фобофобии – страх бояться чего - либо.
Филология - расстройство планов, уничтожение замыслов Как психическое состояние – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми ( или субъективно так понимаемыми ) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. С. Розенцвейг : « Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой - либо жизненной потребности ».
З типа фрустраторов Лишения ( отсутствие средств для достижения цели или удовлетворения потребности ) Потери Конфликт
Пассивное внешнее сопротивление ( наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели ; удаленность объекта потребности во времени и пространстве ); Активное внешнее сопротивление ( запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают ); Пассивное внутреннее сопротивление ( осознанные или неосознанные комплексы неполноценности ; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения ); Активное внутреннее сопротивление ( угрызения совести : оправданы ли выбранные мною средства в достижении цели, моральна ли сама по себе цель ).
Наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия ; Наличие сопротивления ( препятствия – фрустратора ).
- двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции ; - апатия ; - агрессия и деструкция ; - стереотипизация – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения ; - регрессия, которая понимается либо как « обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида », либо как « примитивизация » поведения или падение « качества исполнения ». фрустраторы не всегда вызывают фрустрацию. В литературе они часто обозначаются как толерантность, т. е. терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов.
Воображение, крушение выдуманных тобою же планов и итогов Регрессия ( фрустрированная личность бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора ) Вытеснение Идентификация Проекция ( может перейти подозрительность ) Рационализация ( внешнее оправдание себя рациональными доводами ) « Взрослый » отказ