Методическое сопровождение педагогической деятельности на этапе подготовки к введению ФГОС
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе "Наша новая школа". В национальной образовательной инициативе обозначены 6 основных направлений развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школ.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, А СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ! ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ!
Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т.д. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС) БОП когда, что и сколько изучать Фундаменталь ное ядро что знать к окончанию школы Модель оценки как оценивать результат Примерные рабочие программы по предметам что должно быть изучено Программа развития УУД чему должны научиться на всех предметах Федеральный перечень учебников какими книгами пользоваться Программа духовно-нравственного развития и воспитания какие ценности вырастит в себе ребенок
Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сопровождать – следовать рядом, вместе с кем-то. Сопровождение – явление, действие, процесс вместе с чем-то. Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана.
Методическое обеспечение - необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров
Миссия методической работы в условиях введения ФГОС Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Создание модели методического сопровождения перехода ОУ на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы. Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи Создать условия для: внедрения технологий системно- деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека; Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательном учреждении. Совершенствовать деятельность координационного Совета по введению ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Принцип «зоны ближайшего развития» Принцип стимулирования творческого роста педагогов Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм Принцип непрерывности и преемственности Принципы методической работы в условиях введения ФГОС в ОУ
Направления работы Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Создание информационного обеспечения введения ФГОС Работа с родителями, общественностью
Зам. директора по УВР, ВР Структура методической работы в условиях введения ФГОС Директор Педагогический совет Методический совет (Совет по введению ФГОС) Родительский комитет Педагогический лекторий ШМО Творческие микрогруппы (рабочие группы) Учебно-методический центр Научно-исследовательское общество обучающихся
Ключевые темы по научно- методическому сопровождению введения ФГОС Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя. Обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС Современный урок и его особенности, проектно- исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности Технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка в ГИА и ЕГЭ
Ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС Новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя Мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе
Условия, обеспечивающие профессиональный рост учителя Планирование работы с педагогическими кадрами. Руководство работой с педагогическими кадрами. Контроль в работе с педагогическими кадрами
Планирование работы с кадрами Анализ изучения затруднений учителей (используемых технологий и форм работы) Постановка целей (определение содержания того, чем учителя должны овладеть) Персональное определение учителями форм работы, с помощью которых они будут осваивать содержание того, чем не владеют Подготовка графической матрицы (модели) плана - что? как? когда? кто? где? сколько средств? Организация самопроектирования учителями своей методической работы Создание условий, обеспечивающих профессиональный рост учителя включает в себя
Обладающий умением сочетать различные подходы к технологии обучения Обладающий умением осуществлять педагогическую рефлексию, т.е. решать творческие, проблемные задачи профессионально- педагогической деятельности Обладающий умением проектировать учебный процесс Обладающий умением использовать инновационные системы обучения Обладающий умением формировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся