Подготовила : воспитатель Киваева Н. А.
- создание команды единомышленников, куда вошли учитель - логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медицинский персонал ; - повышение профессионального уровня всех специалистов ; - организация коррекционно - развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
ЦЕЛЬ : повысить эффективность коррекционно - развивающей работы в условиях ДОУ. ЗАДАЧИ : 1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами. 2. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями ; 3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями ; 4. Создать пространственно - речевую среду в ДОУ ; 5. Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.
Основной формой работы с дошкольниками являются индивидуальные коррекционные занятия. Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах проводятся в подгруппах. Продолжительность подгрупповых коррекционно - речевых занятий составляет минут, индивидуальных минут.
Основные задачи работы учителя - логопеда : - социальная адаптация детей в коллективе ; - развитие речи и речевого общения ( решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития ), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать ; - осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей ; - обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы ; - создание развивающей предметно - пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей ; - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.
Формы занятий подгрупповые индивидуальные Методы работы обучающие и дидактические игры и упражнения фонетическая ритмика артикуляционные упражнения массаж органов артикуляционного аппарата пальчиковая гимнастика массаж речевых зон Звуковая культура речи Разделы программы по развитию речи Развитие и обогащение словаря Коррекция речи Развитие связной речи Формирование грамматического строя речи
Звуковая культура речи : - Развитие фонематического слуха - Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры - Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению - Воспитание чёткого произношения - Развитие голоса и речевого дыхания - Развитие фонематического восприятия
Развитие и обогащение словаря : - Образование относительных и притяжательных прилагательных - Развитие навыка подбора синонимов и антонимов - Развитие словаря признаков - Развитие глагольного словаря - Обобщение группы слов - Уточнение названий понятий, предметов и их частей - Уточнение лексического значения слов
Коррекция речи : - Развитие общей координации и мелкой моторики руки - Охрана зрения - Развитие сенсорики - Коррекция эмоционально - волевой сферы - Развитие высших психических функций - Коррекция звукопроизношения Развитие связной речи : - Развитие невербальных средств общения - Развитие речевого общения - Обучение передавать свои мысли и чувства - Обучение пересказу - Обучение рассказыванию по серии картин - Обучение составлению рассказа по картине
Формирование грамматического строя речи : - Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа - Согласование : прилагательные с существительными ; существительные с числительными ; предлоги с существительными - Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных Коррекция звукопроизношения.
Цель : сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Задачи : 1. формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики. 2. формирование воздушной струи. 3. развитие слухового внимания. 4. развитие звукового анализа. 5. добиваться правильного произношения звука в связной речи. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно : 1. подготовительный этап 2. этап постановки звука 3. этап автоматизации 4. этап дифференциации звуков 5. этап формирования коммуникативных умений и навыков.
. Подготовительный этап. Основная цель включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. В задачи подготовительного этапа входит : - формирование артикуляторных ( речедвигательных ) умений и навыков ; - умение опознавать ( узнавать ) и различать фонемы. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение. 2. Постановка звук. Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука : по подражанию ( имитативный ), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка. 3. Автоматизация звука. Этап автоматизации звука делится на : автоматизацию изолированного звука ; автоматизацию звука в слогах ; автоматизацию звука во фразе ; автоматизацию звука в связной речи.
4. Дифференциация смешиваемых звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях : развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. 5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения
Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения. Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов : в развитии звуковой стороны речи ; в развитии лексического и грамматического строя речи ; в формировании навыков связной речи. Задачи : 1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. 2. Развитие грамматического строя речи : 3. Развитие связной речи : 4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.
Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию Успех совместной коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда воспитателей музыкального руководителя инструктора по физической культуре медицинских работников. Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно - развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.
Работа с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах : - личный контакт ; - участие в родительских собраниях ; - проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков ; - индивидуальные консультации ; - заполнение тетрадей для домашней работы ; - проведение открытых занятий ; - оформление уголка для родителей.
Спасибо за внимание !!!