Модель независимой национальной аккредитации организаций образования Казахстана: новая политическая стратегия в контексте международных тенденций профессор, д.п.н. Каланова Ш.М г.
Политическая, нормативная и правовая база Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК 1 февраля 2010 г. Государственная программа развития образования РК на годы, утвержденная Указом Президента РК 7 декабря 2011 г. Постановление Правительства от «План мероприятий на 2011 – 2015 годы по реализации Государственной программы развития образования РК на 2011 – 2020 годы»
Политическая, нормативная и правовая база Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от г., в котором, в разделе образования, заданы параметры для проведения вузами независимой национальной аккредитации. Одобрение Парламентом страны проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» и внесение на подпись Президенту 28 сентября 2011 г.
В стратегии развития Казахстана до 2020 гг. определено: Создание независимой национальной аккредитации; Создание независимых рейтингов Расширение инфраструктуры образования за счет некоммерческих неправительственных агентств Прохождение независимой национальной институциональной аккредитации 50% казахстанских вузов к 2015 году
В Государственной программе развития образования РК на годы прописано : с 2012 г. аккредитация будет осуществляться некоммерческими неправительственными организациями. С учебного года государственная аттестация будет заменена национальной институциональной аккредитацией для вузов и колледжей (законодательная норма). государственный орган передает часть своих полномочий неправительственному сектору в свете поручений Президента РК Правительству по сокращению контрольно-надзорных функций. развитие системы государственно-частного партнерства в системе образования в различных формах и на различных уровнях.
6 Нормативные и правовые документы аккредитации Правила по аккредитации организаций образования (ПП РК от 29 декабря 2007 г.) «Инструкция по организации и проведению аккредитации организаций образования» Проект МОН РК «Порядок и требования по ведению Национальных реестров аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ»
Основа институциональных инициатив - анализ международных тенденций в сфере обеспечения качества Совет по аккредитации высшего образования США (CHEA) считает, что успехи и лидерство американских университетов на международной образовательной арене связаны с американской системой аккредитации, которая направлена: на совершенствование учебного процесса и академического качества, эффективность образовательных программ создание условий обучения для студента.
Анализ международных тенденций в сфере аккредитации В США свою деятельность осуществляют 48 неправительственных и некоммерческих аккредитационных агентств, признанных Департаментом образования и Советом по аккредитации : 6 – региональных, осуществляющих институциональную аккредитацию; 42 – специализированных агентства, осуществляющих программную аккредитацию
Анализ международных тенденций в сфере аккредитации В соответствие со Стандартами и Руководством по обеспечению качества в зоне европейского высшего образования условием признания агентств и введения в Европейский регистр является их независимость от Министерств образования и вузов. Агентство должно быть независимым органом, равно удаленным от госоргана и высших учебных заведений.
Анализ международных тенденций в сфере аккредитации Происходит их преобразование государственных агентств в некоммерческие неправительственные организации. 10 лет назад только 10% европейских аккредитационных агентств были неправительственными, сейчас, около 80% от общего числа, - это некоммерческие неправительственные организации Такие процессы происходят в Индии, Японии, Австралии и других странах.
Механизмы стимулирования вузов Казахстана к проведению аккредитации прописанные в проекте Закона в промежуточный период с 2012 по 2015 гг. Введение документа об образовании собственного образца для аккредитованных вузов Освобождение от процедуры государственной аттестации программ, прошедших специализированную аккредитацию и институциональную аккредитацию
Механизмы стимулирования вузов к проведению аккредитации Финансирование на основе государственных образовательных грантов и госзаказа будет проводиться только в вузах, прошедших институциональную и специализированную аккредитацию: На уровне бакалавриата; На уровне магистратуры; На уровне программ PhD
В каких агентствах должны проходить аккредитацию вузы? Вузы будут иметь преференции государства только, если они пройдут аккредитацию в агентствах, вошедших в Национальный реестр аккредитационных органов Министерства образования и науки РК.
Основные цели внедрения аккредитации в Казахстане: внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы); повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования; оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества;
Основные цели внедрения аккредитации Казахстане: содействие совершенствованию качества подготовки студентов; учет и защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг; публичное распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую экспертизу - аккредитацию.
Принципы аккредитации: добровольность честность и прозрачность объективность и независимость ответственность вузов конфиденциальность
Этапы аккредитации подача заявления и заключение двухстороннего договора; проведение обучающего семинара в организации образования агентством; проведение процедуры самооценки вуза с составлением отчета; представление отчета о самооценке вуза аккредитационному агентству; рассмотрение отчета о самооценке в аккредитационном агентстве;
Этапы аккредитации разработка рекомендаций аккредитационным агентством по представленному отчету о самооценке; корректировка отчета о самооценке; процедура предварительного аудита; корректирующие действия вуза; процедура внешней оценки - посещение вуза экспертами (2-4 дня) и составление ими отчета; подготовка материалов для аккредитации организации образования к заседанию Аккредитационного Совета: отчет о самооценке; отчет о внешней оценке, рекомендации экспертов и НКАОКО; Рекомендации агентства
Этапы аккредитации рассмотрение вопроса об аккредитации вуза и принятие окончательного решения Аккредитационным Советом; Публикация отчета на веб-сайте аккредитационного органа; последующие процедуры для проверки устранения замечаний Срок рассмотрения аккредитационным органом отчета о самооценке, посещения вуза экспертами и принятия решений должен составлять не менее одного года и не более трех лет Срок действия аккредитации – 5 лет
3 ЭТАП Принятие решения об аккредитации Совет по аккредитации голосует ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА 2 ЭТАП Визит в вуз внешней команды экспертов ПРОВЕДЕНИЕ САМООЦЕНКИ на основе стандартов институциональной аккредитации, методических указаний ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВУЗОВ Последующие процедуры: устранение замечаний, улучшение деятельности вуза Проведение оценивания отчета по самооценке в соответствии со стандартами и критериями аккредитации проводится на основании интервью, визуального осмотра ресурсов, встречей с администрацией, студентами и ППС (время пребывания 2-4 дня ) Предваритель ное изучение отчета по самооценке вуза командой экспертов на местах Письменные отчеты председателя и всей команды в НКАОКО НКАОКО проводит анализ отчета и рекомендаций экспертов Рекомендации НКАОКО на основе отчета внешней оценки команды экспертов В случае положительного решения публикация отчета об аккредитации вуза в СМИ и на ВЕБ- сайте Совет по аккредитации формируется как независисмый орган Подача заявления вуза на аккредитацию, Заключение договора 1 ЭТАП Подготовка вуза к аккредитац ии Национальная модель институциональной аккредитации в Казахстане в соответствии с международными стандартами ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА
Председатель команды – ректор или проректор вуза, профессор Эксперт : профессор, доцент Международный эксперт, представитель зарубежного аккредитационного агентства Представитель работодателей Студент, представитель студентов вузов Казахстана Представитель агентства Состав экспертной комиссии для проведения внешней оценки вуза
Государственные стандарты институциональной аккредитации Общий стандарт - Основные положения по институциональной аккредитации Стандарт 1 – Миссия, цели и задачи Стандарт 2 – Планирование и эффективность Стандарт 3 – Руководство и менеджмент Стандарт 4 – Образовательные программы и их эффективность
Стандарт 5 - профессорско- преподавательский состав и эффективность преподавания Стандарт 6 – студенты Стандарт 7 – научно-исследовательская работа Стандарт 8 – финансирование и финансовая устойчивость Стандарт 9 – ресурсы: материально- технические, библиотечные и информационные Государственные стандарты институциональной аккредитации
Модель аккредитации в Казахстане Республиканский Аккредитационный Совет Национальный реестр аккредитационных органов Министерства образования и науки РК Вузы Аккредитационный орган Аккредитационный совет агентства