Характерные особенности изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста
Развитие изобразительной деятельности в норме проходит несколько этапов от первоначального черкания по бумаге до получения реалистичных изображений (Е.И.Игнатьев, А.А.Смирнов).
I этап период осмысления ребенком своей графической деятельности, т.е. начало вкладывания определенного смысла в эту деятельность. II этап осознание ребенком своих рисунков сначала с помощью взрослых III этап ребенок начинает рисовать «по замыслу IV этап появление рисунков-рассказов V этап появление так называемых «фризовых рисунков»
Процесс овладения техникой цветного изображения также проходит три стадии: I стадия ребенка привлекает цвет как таковой, без соотнесенности с цветом предметов. II стадия цвет в рисунке соотносится с цветом изображаемого предмета. III стадия сплошная закраска всего изображения без передачи светотени и тональных переходов.
У глухих и слабослышащих детей развитие изобразительной деятельности имеет глубокие специфические особенности: рисунки отличаются схематизмом, низким уровнем изобразительной грамоты и стоят как бы на более низких ступенях развития детского рисунка вызывает затруднение передача формы, движения предмета и перспективных отношений с большим трудом дети усваивают представления о величине предметов
Глухие и слабослышащие дети часто испытывают при рисовании неуверенность в своих возможностях, и им не по силам самостоятельно, без помощи взрослого преодолеть трудности, обусловленные дефектом слуха. Робость, неуверенность сопровождают каждое их действие и сдерживают формирование усидчивости, целеустремленности, трудолюбия. Нередко, если во время занятия ребенок не успевает завершить свою работу, это приводит к полному угасанию интереса к изобразительной деятельности и отказу от нее.
Занятия по изобразительной деятельности классифицируются следующим образом: рисование предметное, декоративное, сюжетное; лепка - предметная, декоративная, сюжетная; аппликация - предметная, декоративная, сюжетная.
Рисование Предметное рисование связано с деятельностью, в процессе которой дети знакомятся с предметами На занятиях по декоративному рисованию детей учат украшать узорами различные предметы, поделки и рисунки, изображающие посуду, одежду, вещи. Сюжетное рисование это процесс изображения детьми связного содержания в рисунке (нескольких предметов, связанных одним действием).
Аппликация (от латинского applicatio – накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. По своему содержанию аппликация близка к рисованию, но реализуются она в другом материале, посредством другой техники.
Лепка в детском саду – это деятельность, в процессе которой ребенок создает объемные и рельефные фигуры из мягкого материала – глины или пластилина.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!