План внедрения ФГОС в систему дошкольного образования Гризик Татьяна Ивановна, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета Государственной Думы по образованию, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала "Дошкольное воспитание"
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО; создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО; создание кадрового введения ФГОС ДО; создание финансово-экономического введения ФГОС ДО; создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО. Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
Уровни организаций: Федеральный уровень Региональный уровень Уровень учредителя образовательной организации Институциональный уровень (уровень образовательной организации) Документ обозначает деятельность организаций разного уровня по введению ФГОС ДО и сроки ее реализации
*Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО * Проведение аналитических работ по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС ДО, требований к качеству услуг дошкольного образования *Разработка письма Минобрнауки России с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО *Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы дошкольного образования *Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах * Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО * Ведение федерального реестра примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО *Разработка методических рекомендаций по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО
*Создание Координационной группы, обеспечивающей координацию действий органов управления образованием субъектов РФ по исполнению плана действий по введению ФГОС ДО *Создание региональных рабочих групп по внедрению ФГОС ДО *Сопровождение деятельности «Пилотных площадок» в субъектах РФ по введению ФГОС ДО * Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования Организационное обеспечение реализации ФГОС ДО
* Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО * Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций *Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации * Разработка предложений по изменению ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование Кадровое введение ФГОС ДО
Разработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО Разработка методических рекомендаций по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО Финансово-экономическое введение ФГОС ДО
* Научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО * Информационное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО Информационное обеспечение введения ФГОС ДО
Длительность реализации плана внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования декабрь 2013 – декабрь 2016
ДокументыСроки Методические рекомендации по организации и функционированию консультативно-методических центров (организационные, экономические, функциональные вопросы) В течение 2014 года Письмо Минобрнауки России с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО Февраль 2014 г. Методические рекомендации по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО Февраль – июнь 2014 г. Методические рекомендации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО Июль 2014 г.
Методические рекомендации по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании Октябрь- ноябрь 2014 г. Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучениями и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО Ноябрь 2014 г. Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций. Июль 2015г.
* Разработка и утверждение нормативных актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО, включая плана-графика (сетевого графика) введения ФГОС ДО (Регион+учредитель) * Создание Координационной группы, обеспечивающей координацию действий органов управления образованием субъектов РФ по исполнению плана действий по введению ФГОС ДО * Ведение федерального реестра примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО * Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации * Перечень «Пилотных площадок», организация «горячей линии» по введению ФГОС ДО Запланированные действия
* Разработка программ и учебно-методических комплектов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования (Федеральный уровень); - План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования на уровне субъекта - План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования на уровне учредителя - Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации (ДОО) * Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской (федеральный и региональный уровень) *Изменения ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование
*Изменения ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование (федеральный уровень) - Привлечение молодых специалистов для работы в ДОО (региональный уровень) - Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС (уровень учредителя) - Определение наставников для молодых специалистов (ДОО) * Информирование общественности (в том числе и педагогической) о ходе и результатах реализации ФГОС ДО с использованием интернет ресурсов (официальный сайт Минобрнауки России), педагогических, научно- методических изданий СМИ.
Редакция научно-методического журнала «Дошкольное воспитание» (495) (495) САЙТ КОНТАКТЫ