Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Цель урока Проверить теоретические знания о союзе как части речи, деление союзов на группы и по значению; Проверить формирование навыков различение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных с союзом «и», навыка пунктуационного оформления различных союзных конструкций; Умение правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями.
Оборудование учебники, тетради, доска, цветные мелки, карточки, ручки, карандаши, листы учёта.
Содержание урока: Организационный момент (2-3 мин.). Слово учителя: учитель объявляет тему урока и знакомит семиклассников с его задачами (выбираем ассистентов по рядам). К доске вызываются 2 ученика. Первому из них даётся задание составить план ответа по теме «Сходство и различие предлогов и союзов».
План ответа: Общее: а) служебные части речи; б) не изменяются; в)не являются членами предложения; Различие: а) предлог соединяет зависимые друг от друга слова в словосочетании; б) предлог осуществляет связь совместно с окончанием, союз – самостоятельно ( по окончании ученик даёт определение союза и предлога).
Слово учителя Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении: Стоять (у) карты Родины; жить (в) родной стране. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения:
1-ый ученик получает задание а) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, (и) ночь, (и) звёзды, (и) луну. (союз «и» связывает однородные члены). б) Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень. – союзы «и» связывают простые предложения в составе сложного.
2-ой ученик получает задание заполнить синонимический ряд, привести примеры предложений с данными союзами, записать одно из них, составить его схему. 1) потому что – оттого что, так как, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, в виду того что. 2) как будто – как, будто, словно, точно (сравнит.) 3) с тем чтобы – чтобы (чтоб), для того чтобы (целевые) 4) когда – лишь, лишь только, пока, едва (временные) 5) если – если бы, раз, ли, как скоро (условные) 6) хотя – несмотря на то что, как ни (уступительные) 7) что – чтобы, как (изъяснительные) Пример предложения: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. («Метель» А.С. Пушкин, «Повести Белкина»). ИзъяснительныйЧто? [ _ =], (что _ =) главное придаточное (Это всё подчинительные союзы). (устно 1 ученик с места рассказывает о сочинительных союзах).
. На доске записали предложения. Задание: (стр. 160) один ученик у доски расставляет знаки препинания 1 в. – выписать номера предложений с сочинительными союзами 1 в. 1 в. 1, 2, 4, 6, 7 (5 предложений) 1, 2, 4, 6, 7 (5 предложений) 2 в. – с подчинительными (знаки препинания в предложениях не расставлены). один ученик у доски расставляет знаки препинания 3, 5, 8 выделить союзы в овал, объяснить к какой группе они относятся выделить союзы в овал, объяснить к какой группе они относятся
КОНТРОЛЬНАЯ СЛОВАРНАЯ ДИКТОВКА
Графический диктант Учитель читает текст, определяет его основную мысль. Учащиеся записывают лишь схемы предложений: Учитель читает текст, определяет его основную мысль. Учащиеся записывают лишь схемы предложений: 1) [ 1 ], и [ 2 ]4)[ 1 ], и [ 2 ] 2) [ Ө ] и [ Ө ] 5)[Ө, Ө, Ө], и [ 2 ] 3) Ө и Ө (один ученик это делает на закрытой доске).
На доске текст, восстановить в данном тексте союзы, расставить знаки препинания (1 ученик). Определить роль союзов в тексте (они соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного). Стр В это время класс выполняет задание по конструированию предложений. 1в.: Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам. 1. Для чего нужно много читать? [ ], ( чтобы…). 2. Когда ты читаешь худ. литературу [ ], (когда…). 3. Какие книги ты любишь читать? [] или [ ]. 2в.: продолжить предложение дважды: чтобы сначала получалось предложение однородными членами, затем сложное. 1. Наступила весна и … 2. Солнце всё ярче светит и … 3. Деревья вновь зазеленели и …
Проверка выполнения заданий, подведение итогов урока, выставление оценок в «Лист учёта».