ТЕМА 4. «ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.»
Изучить психический процесс восприятия.
* Учебные вопросы : 1. Понятие процесса восприятия. 2. Теории восприятия. 3. Свойства восприятия. 4. Виды восприятия. 5. Патология восприятия.
* Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. * Суть процесса восприятие состоит в отражении реально существующего мира. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. * Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
* Ощущение – процесс физиологический, восприятие – процесс когнитивный. Говоря об ощущениях, мы употребляем термин стимул или сенсорный сигнал, говоря о восприятии мы используем слово паттерн. * Паттерн – сложное сочетание сенсорных стимулов, которые мы относим к тому или иному классу объектов.
* Учебный вопрос 2. Теории восприятия. Ψ Теория Германа Гельмгольца. Г. Гельмгольц ( ) – ученый в области экспериментального изучения зрения. Он один из первых создал целостную теорию восприятия. Он утверждал, что восприятие может состоять из множества сведений, полученных опытным путем, которые не представлены непосредственно в стимуле.Те аспекты восприятия, которые не представляют стимул непосредственно, являются, в некотором смысле, дополнениями, которые получают восприятие в соответствии со своим развитием в прошлом опыте. Теория Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений. Восприятие есть умозаключение, но на бессознательном уровне. Есть образ в представлении (наш прошлый опыт), первичный образ (стимул) и образ в восприятии, который формируется на основе первых двух. Прежний опыт и текущее чувственное ощущение взаимодействуют друг с другом, образуя перцептивный образ.
3 характеристики бессознательных умозаключений: * Бессознательные умозаключения обычно непредсказуемы. Обычно они проявляются как непреодолимые. Явления типа цветового контраста и единства бинокулярного зрения происходят непосредственно и всегда при данных условиях и их нельзя модифицировать подумав. * Бессознательные заключения формируются опытом. Эти заключения в начале являются сознательными (за исключением инстинктов) и становятся путем ассоциации и повторения бессознательным умозаключением. * Бессознательные заключения по своим результатам сходны с сознательными, и, поэтому, являются индуктивными
* Задачей структуралистов было выделить чистое ощущение как единицу сознания. Вундт говорил, что выделить чистое ощущение крайне трудно. * Титченер разработал технику выделения чистых ощущений – аналитическая интроспекция. Чтобы быть аналитичными, люди должны быть внимательными и точно сообщать лишь ощущения в чистом виде. * Титченер вводил закон суммации ощущений, согласно которому образ как представление – это сумма ощущений. Следующее положение – положение о прошлом опыте субъекта. Прошлый опыт – это совокупность образов-представлений. Каждый такой образ-представление есть сумма ощущений. Воспринимаемый первичный материал, первичные образы, накладываются на прошлый опыт субъекта и путем такого наложения происходит опознание объекта по его ключевым признакам.
ψ Восприятие как процесс категоризации. Теория Джерома Брунера. Для Брунера, восприятие – часть интеллекта. 2 основных положения: Восприятие – это процесс категоризации, т.е. отнесения объекта к категории. На организм воздействует некий раздражитель, и он отвечает на него, относя его к соответствующему классу вещей или явлений. Восприятие – это процесс принятия решений. На основе набора признаков нервная система должна «решить», чем является раздражитель.
Этапы принятия решения: * Первичная категоризация – явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии «значение» события может ограничиваться только тем, что это «объект», «звук» или «движение». Этот процесс происходит бессознательно. * Поиск признаков. Здесь мы ищем дополнительные признаки, которые позволили бы точно отнести объект к какой-либо категории. * Подтверждающая проверка. Поиск ограничивается кругом признаков, которые могут подтвердить предварительную гипотезу (категорию). * Завершение проверки. Внимание к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки либо отбрасываются, либо блокируются.
Основным для Брунера является понятие прошлого опыта. Прошлый опыт субъекта – это определенный набор устоявшихся категорий. У каждой категории есть своя степень готовности обнаружения, перцептивная готовность. Объект выступает для субъекта как проблеме.
ψ Теория перцептивного цикла У. Найсера. Найсер предлагает для анализа процесса восприятия схему перцептивного цикла. Он пытался рассматривать как стимулы окружающей среды, так и внутренние когнитивные механизмы. * Схема – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации. Схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря чему, открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы. * С биологической точки зрения, схема – часть нервной системы.
* Схема – это план сбора информации об объектах и событиях, план получения новой информации. Восприятие по своей природе избирательно. Схема, не только план, но также и исполнитель плана. Это структура действия, равно как и структура для действия. * Восприятие – конструктивный процесс, в каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него ее принятие, когда она оказывается доступной.
Перцептивный цикл.
ψ Сравнение с эталоном. * В процессе приобретения жизненного опыта у нас образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с некоторым значением. Этот эталон находится в долговременной памяти и при восприятии объекта, мы ищем, какой эталон к нему лучше всего подходит. Распознание происходит путем сравнения внешнего сигнала с набором внутренних эталонов.
ψ Подетальный анализ. * Восприятие – многоуровневая обработка информации, в которой сложному этапу предшествует этап идентификации входных стимулов по их более простым деталям. * Механизм разложения паттерна на простые детали скорее всего этап, предшествующий анализу информации на высшем уровне. * Ярбус предположил, что чем больше информации содержит деталь, тем дольше на ней задерживается взгляд. * Восприятие деталей сложного паттерна зависит не только от физических свойств стимула, но и от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация.
ψ Прототипное сравнение. * Альтернативная теория сравнения с эталоном. * Прототип – абстракция набора стимулов, воплощающая множество сходных форм одного и того же паттерна. Прототип позволяет нам распознавать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него. * Можно представить, что процесс приобретения знания в паттерне состоит из 2 этапов: получения информации о признаках паттерна и об отношениях между признаками.
* Общие характеристики прототипов: Мы формируем прототипы на основе усредненных характеристик отдельных экземпляров. Мы приобретаем определенные знания о прототипе даже когда имеем дело только с его видоизменениями. Мы приобретаем некоторую обобщенную информацию об общих признаках прототипов, причем, хорошо известные прототипы содержат меньше включений, чем знакомые. О модифицированных экземплярах мы судим по степени их близости к прототипу. Формируем прототип путем абстрагирования отдельных образцов и затем оцениваем взаимосвязь между прототипическими формами, исходя из степени их отличия от этого прототипа, а также от других отдельных образцов.
* Существуют 2 теоретические модели построения прототипов: Модели пространственной тенденции – прототип из всех экземпляров. Модель частоты признаков – прототип отражает наиболее часто встречающиеся сочетания признаков.
ψ Экологическая теория восприятия Джеймса Гибсона. * Реальное восприятие – это извлечение субъектом возможностей для его жизни и развития из окружающей среды. * Субъект – это обитатель мира. * Мир – это среда обитания, где есть все необходимое для восприятия. * В стимуле есть все. * Источник восприятия – это свет, который создает рельеф и передает структуру поверхности. * Гибсон рассматривает не наблюдателя, а обитателя среды и определяет восприятие как активное извлечение важной для субъекта информации из всеобщего светового строя, который упорядочен также как реальные поверхности. * Восприятие – это извлечение возможностей.
Предметность Целостность Структурность Осмысленность Активность (избирательность) Константность
Классификация по основной модальности. * Зрительное * Слуховое * Осязательное * Обонятельное * Вкусовое Классификация по форме существования материи. * Восприятие пространства * Восприятие времени * Восприятие движения
Восприятие пространства. * Пространственные свойства присущи всем предметам, к ним относят: величина, форма, положение в пространстве. * Закономерность: воспринимаемый размер = зрительный угол x расстояние. * Восприятие формы – константно.
Восприятие движения и времени. Теории восприятия движения могут быть разбиты на 2 группы: 1. выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. 2. восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к элементарным ощущениям. * В восприятии времени человеком необходимо выделить 2 аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный связан с нашей личной оценкой происходящих событий. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени.
Восприятие глубины. В зрительном восприятии пространства существенную роль играют глубинные ощущения, возникающие в результате раздражения не вполне соответствующих точек сетчатых оболочек обоих глаз, получающих одинаковые раздражения от равноудаленных от наблюдателя точек пространства.
* Учебный вопрос 5. Патология восприятия. Галлюцинации * Стабильные галлюцинации * Сценоподобные галлюцинации * Одиночные галлюцинации Галлюцинирующего человека невозможно убедить, что галлюцинаторного образа не существует. Предполагают, что галлюцинации возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре головного мозга. Псевдогаллюцинации – когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее.
Сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчужденности, «сделанности» называется синдромом Кандинского: у человека появляется чувство воздействия со стороны. Можно выделить 3 компонента этого синдрома: - идеаторный – «сделанность, насильственность мыслей», возникает неприятное чувство «внутренней раскрытости»; - сенсорный – «сделанность ощущений» (насильственно возникают картины); - моторный – «сделанность движений» (руками, ногами, телом кто-то действует).
Иллюзии - ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. * Аффективные иллюзии – чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным состоянием. В этом состоянии висящая на вешалке одежда может казаться грабителем, а случайный прохожий – насильником или убийцей. * Вербальные – заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. * Парейдолические – обычно вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях воспринимаются как фантастические чудовища, необыкновенные растения.