Работу выполнили: Студентки СП1П Марченко А.В. Бондаренко В.В Работу проверил: Доцент кафедры истории и права Нестеров А.С.
В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток, и Северную Африку.
Арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма.
Помимо собственного арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культур персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и др.
Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, одной из трех великих религий мира, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную неповторимую культуру. Сам ислам превратился в систему, организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти халифата.
Ислам стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране, главной священной книге мусульман, собрании проповедей, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухамедом.
Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной художественной культуры.
Все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.
«Лицезрение ученых равнозначно молитве» - пророк Мухаммед
Обычно, в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства, в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному развитию человека.
Особенно славен багдадский период, известный сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун-ар- Рашида ( ), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был сосредоточением восточной роскоши, поэзии и учености. В то время был создан и знаменитый Дом науки в Багдаде.
Арабские ученые внесли большой вклад в развитие алгебры, тригонометрии, физики, оптики, астрономии и др. наук. Также, можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения. А также дистилляцию и кристаллизацию.
Очень высокий уровень у арабов имела медицина. Ее достижения в различных областях долгое время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази был величайшим клиницистом в мире ислама.
Авиценна был философом, медиком, поэтом, государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины того времени.
Ярким примером такой тенденции к синтезу служат знаменитые сказки « Тысяча и одна ночь », в которых отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления.
Связь между гуманитарными науками и литературой обнаруживается в произведениях ряда авторов, в частности в трудах великого ученого аль-Бируни (ум. в 1048), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в. Идеи еще одного крупного философа Халифата Аверроэса, представителя аристотелизма, наложили глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, где аверроизм был весьма важным философским течением.
Так, к искусству арабо- мусульманской культуры можно отнести художественную каллиграфию и миниатюру. Искусство каллиграфии считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом. В скульптуре архитекторы покрывали стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, молитвами и узорами.
Таким образом, вопреки сложившемуся мнению, европейская культура не является прямой наследницей древнегреческой цивилизации. Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям культуры мусульманской. Даже термин « гуманность », « человечность » впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был великий персидский поэт Саади (XIII в.).