Бардовская песня. Направление: Песня Истоки: СтуденческаяСтуденческая и туристическая самодеятельность туристическая самодеятельность Место и время возникновения: 1950-е годы1950-е годы, СССРСССР Годы расцвета: 1970-е годы
Авторская песня – песня, создаваемая в основном непрофессиональными авторами и отличающаяся широтой охвата личных и общественных жизненных явлений. Авторская песня – песенный жанр, возникший из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей.
Основа жанра – студенческие и туристские песни, они отличались от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Авторская песня сформировалась на рубеже г.г. 20 века стала одной из наиболее действенных форм самовыражения и самопознания.
Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах 20 века, в период «оттепели», когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Именно в этот период возникла потребность в неформальной песне, соответствующей духу времени, духу романтики, воздуху свободы. Эти песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу. Истоки жанра авторской песни теряются где-то в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, в экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляют её главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого.
Первый. (до середины 60-х годов) Лидер – Б. Окуджава. Представители: Клячкин Е.И., Матвеева Н.Н., Берковский В.С. и другие. Черты: романтизм, лиризм, беззлобный юмор. «Песня странствий» охватывала широкий жанровый диапазон: от философской лирики до шутки, от незамысловатой «костровой» песни до хрупких романтических песенных фантазий.
Второй этап. (середина 60-х – начало 80-х годов) Представители: Визбор Ю.И., Высоцкий В.С., Городницкий А.М., Галич А.А. и другие. Ведущая роль – «песня протеста». Авторская песня обрела злость и жанровую определённость, поднялась до явления высокой культуры. Темы: Ностальгия по прошлому Горечь потерь и предательств Стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг. Беззлобный юмор превратился в гнев, сарказм, издёвку, убийственную иронию; романсная мелодия – в рваные, напористые, почти речевые фразы.
Третий этап. (с середины 80-х годов). Представители: Митяев О.Г., Никитин С.Я. и другие. Авторская песня переходит в спокойное русло. К прежней тематике добавилась тема войны в Афганистане.
Тема жизни (быт) Тема женщины Тема любви (все оттенки любовного чувства) Тема дружбы Природа Спорт Исторические события Лирика военных лет.
Искренность чувств Социальная правдивость и активность Многообразие творческих индивидуальностей Высота нравственных критериев Демократичность песен. Автором и слов, и музыки, аккомпаниатором и исполнителем в авторской песне чаще всего является один-единственный человек.