Работу выполнила: студентка СТФ Группа Летуновская Светлана
Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкета – это система вопросов, объединенных одним исследовательским замыслом и направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа.
По объёму Личное (очное) По способу общения Выборочное Сплошное ИндивидуальноеГрупповое По процедуре Заочное Почтовое Раздаточное По способу вручения
Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно
Почтовое анкетирование - анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте Преимущества: простота распространения анкет; простота распространения анкет; возможность получения значительной выборки; возможность получения значительной выборки; возможность привлечь в число респондентов возможность привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся лиц, территориально далеко находящихся Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом Преимущества: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие есть возможность оценить соответствие респондента намеченной респондента намеченной выборке выборке Недостатки почтового анкетирования: низкий процент возврата анкет; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно
Структура анкеты: 1.вступление; 2.блок вопросов; a)блок сравнительно простых вопросов; b)блок более сложных и требующих большей откровенности вопросов; 3. «паспортичка»
Вводная часть : 1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь; 2) задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач; 3) роль каждого респондента в решении поставленных задач; 4) заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя); 5) правила заполнения анкеты; 6) заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает; 7) способ возврата анкеты исследователю Три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента оно должно быть ясным для любого респондента должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы в то же время быть предельно кратким в то же время быть предельно кратким
Основная часть Основная часть первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу (вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий); вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок (именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов); последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента (исследователями отмечено, что на эти вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты)
Паспортичка 1.фамилия; 2.пол; 3.возраст; 4.образование; 5.спортивная квалификация 6.другие Способствует: во-первых, качественному анализу собранного материала во-вторых, определению репрезентативности полученного материала В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты
По содержанию По ситуации Вопросы о мотивах Демографические вопросы Вопросы о фактах Вопросы содержания Вопросы с выбором ответов ПрямыеПолузакрыте По форме ЗакрытыеКосвенныеОткрытые Вопросы с оценкой По функции БезусловныеУсловные ФильтрующиеКонтрольные Дихотомические вопросы
Закрытые вопросы В анкете приводится несколько возможных вариантов ответов Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо отметить выбранный вариант ответа (поставить галочку, обвести кружком соответствующий ему номер или просто подчеркнуть вариант ответа) Пример: Какие студии, кружки, клубы Вы знаете? Какие из них посещали за последние 6 месяцев? Какие посещаете чаще всего? ЗнаюПосещал Посещаю чаще всего 1Студия «Феникс» * 2 Кружок бальных танцев * 3Клуб цветоводов * …
Полузакрытые вопросы Если максимально не предусмотреть возможные варианты ответов, лучше употребить полузакрытый вопрос В конце списка ответов следует написать: "Что еще?" или "Другое…"., оставив для записи ответов место, две или три строки В конце списка ответов следует написать: "Что еще?" или "Другое…"., оставив для записи ответов место, две или три строки Пример: Каким образом Вы узнаете о мероприятиях нашего клуба? 1. Реклама на улице 2. Газеты 3. Радио 4. От знакомых 5. От распространителя билетов 6. Из других источников (назовите каких) ________ 1. Реклама на улице 2. Газеты 3. Радио 4. От знакомых 5. От распространителя билетов 6. Из других источников (назовите каких) ________
Открытые вопросы Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок Они дают более богатую по содержанию информацию, так как опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями Они дают более богатую по содержанию информацию, так как опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями Пример : Что Вам не нравится в работе нашего клуба? _______________________ _______________________ _________________ + Если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы + Если предмет опроса ему мало знаком или неинтересен, то он либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа + Поэтому применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию. + Поэтому применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию.
Вопросы типа «Да – Нет» Этот вопрос является самым простым и известным Используется в основном для получения данных о фактах и действиях Используется в основном для получения данных о фактах и действиях Пример: Посещали ли Ваши дети за последние 6 месяцев студии и кружки нашего клуба? Посещали ли Ваши дети за последние 6 месяцев студии и кружки нашего клуба? - да - нет Как Вы считаете, должен ли клуб работать круглосуточно? - да - нет - не уверен - да - нет - не уверен
Альтернативные вопросы Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100% Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100% Пример: Как часто Вы посещаете концерты? Как часто Вы посещаете концерты? раза в неделю 3. 1 раз в неделю раза в месяц 5. раз в месяц 6. реже, чем раз месяц Назовите ваш возраст: 1. до 12 лет – 24 года 3. старше 24 лет 1. до 12 лет – 24 года 3. старше 24 лет
Поливариантные вопросы Это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько Это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько Пример: Из каких газет и журналов Вы получаете информацию о культурных событиях Вологодской области? Из каких газет и журналов Вы получаете информацию о культурных событиях Вологодской области? 1. Красный север 2. Русский север 3. Вологодская Афиша 4. Сельская звезда 5. Вологодский лесоруб 6. Земляничка 7. Клубничка 8. Другие (укажите название) ______________ 1. Красный север 2. Русский север 3. Вологодская Афиша 4. Сельская звезда 5. Вологодский лесоруб 6. Земляничка 7. Клубничка 8. Другие (укажите название) ______________
Ранговые Вопросы Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него. Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него. Пример: Что препятствует Вашему частому посещению мероприятий клуба? (выберите не более 5 вариантов ответов и поставьте им оценку по 5- бальной шкале, где 5 – наибольшая важность Факторы Оценка значимости Мало информации, рекламы Низкое качество программ Это сейчас не модно Мне это не интересно Слишком высокая стоимость билетов Слишком низкая стоимость билетов Недостойный имидж учреждения Другое (что именно) _____________________
Основные и второстепенные вопросы По цели: 1.Содержательные (основные) направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязей 2.Функциональные (второстепенные) упорядочивают течение опроса функционально-психологические функционально-психологические вопросы фильтры вопросы фильтры контрольные вопросы контрольные вопросы Контактные вопросы ставятся в начале анкеты. После прочтения первых вопросов у респондента должно сложится благоприятное впечатление о предстоящей работе по заполнению анкеты. Буферные вопросы. Главная их цель смягчение взаимовлияния вопросов в анкете, обеспечить плавный переход от одной теме к другой. Например: "А теперь несколько слов о..." Контактные вопросы ставятся в начале анкеты. После прочтения первых вопросов у респондента должно сложится благоприятное впечатление о предстоящей работе по заполнению анкеты. Буферные вопросы. Главная их цель смягчение взаимовлияния вопросов в анкете, обеспечить плавный переход от одной теме к другой. Например: "А теперь несколько слов о..."
Основные и второстепенные вопросы Контактные вопросы. После прочтения первых вопросов у респондента должно сложится благоприятное впечатление о предстоящей работе по заполнению анкеты. Буферные вопросы. Главная их цель смягчение взаимовлияния вопросов в анкете, обеспечить плавный переход от одной теме к другой. Например: "А теперь несколько слов о..." Буферные вопросы. Главная их цель смягчение взаимовлияния вопросов в анкете, обеспечить плавный переход от одной теме к другой. Например: "А теперь несколько слов о..."
Вопросы-фильтры Вопросы- фильтры используются, когда необходимо выделить и опросить только часть всей совокупности опрашиваемых Вопросы- фильтры используются, когда необходимо выделить и опросить только часть всей совокупности опрашиваемых Пример: Посещали ли Вы за последние 6 месяцев клуб «Маятник»? 1. да 2. нет Если нет, то переходите к разделу «Реклама мероприятий» Посещали ли Вы за последние 6 месяцев клуб «Маятник»? 1. да 2. нет Если нет, то переходите к разделу «Реклама мероприятий»
Вопрос-тест Вопрос-тест обычно используют при определении информированности. Вопрос-тест обычно используют при определении информированности. Пример: Знаете ли Вы хорошо современных исполнителей? 1. да 2. нет А после вопроса дастся перечень нескольких (10 или 20) наиболее известных песен и респонденту предлагается выбрать автора или исполнителя из приведенного рядом списка. Знаете ли Вы хорошо современных исполнителей? 1. да 2. нет А после вопроса дастся перечень нескольких (10 или 20) наиболее известных песен и респонденту предлагается выбрать автора или исполнителя из приведенного рядом списка.