«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы
«Вишневый сад» называют пьесой о закате поместно-дворянской жизни. Это верно, но здесь лишь часть правды. «Вишневый сад» - это прежде всего пьеса о родине, о мнимых и подлинных хозяевах русской земли, о близком обновлении России.
Идейное содержание «Вишневого сада» Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции
Анализ 1 действия Что происходит в первом действии? Передайте его содержание Что происходит в первом действии? Передайте его содержание Каково ваше впечатление о Раневской и Гаеве? Каково ваше впечатление о Раневской и Гаеве? Зачем в сюжете появились брат и сестра? Зачем в сюжете появились брат и сестра? Чем начинается и заканчивается пьеса? Чем начинается и заканчивается пьеса?
Кульминацией внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как- нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.
Уже современники Чехова заметили, что «главное, невидимое действующее лицо в его произведениях – беспощадно уходящее время» пьеса дает почти физическое ощущение текучести времени, его неумолимый ход – главный нерв внутреннего сюжета комедии.
Почти все персонажи в 1 действии пребывают в пограничном состоянии сна и яви Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, чем настоящее. Их мир – мир призрачных грез, чуждый действительности Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, чем настоящее. Их мир – мир призрачных грез, чуждый действительности Настоящее время требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны Настоящее время требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны Бегство от настоящего в будущее не менее чревато страшными последствиями. По пути в будущее они растеряли свои человеческие качества и не способны ни на какие душевные затраты и чувства Бегство от настоящего в будущее не менее чревато страшными последствиями. По пути в будущее они растеряли свои человеческие качества и не способны ни на какие душевные затраты и чувства
Мы видим последних владельцев вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская и ее брат Гаев Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего.
Вишневый сад своеобразно дорог Лопахину – как великолепное место для вложения капиталов и бешеной энергии приобретателя Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов промышленного крестьянства Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов промышленного крестьянства Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы выделяют его на фоне упаднических настроений героев-дворян Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы выделяют его на фоне упаднических настроений героев-дворян «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается не его пути, так и ты нужен» - говорит о нем Петя Трофимов «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается не его пути, так и ты нужен» - говорит о нем Петя Трофимов
Петя Трофимов и Аня любят сад не как дворянское гнездо, а как один из прекрасных уголков России, прекрасной страны великого будущего Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь Аня – дочь Раневской, решает начать жить собственным трудом Аня – дочь Раневской, решает начать жить собственным трудом «Вся Россия наш сад» - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний. «Вся Россия наш сад» - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний.
Чехов назвал свою пьесу комедией. Но столь же правильно назвать «Вишневый сад» социально-психологической пьесой. Она держится на настроении, окрашена лиризмом. Лиризм не только в монологах и репликах героев, он создается в пьесе при помощи отдельных восклицаний, повторения слов, пауз, недомолвок. Лиризм не только в монологах и репликах героев, он создается в пьесе при помощи отдельных восклицаний, повторения слов, пауз, недомолвок. Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца). Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца). Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора. Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора. Характеры героев отличаются глубиной и сложностью. Смысловой подтекст определяет «подводное течение» пьесы. Характеры героев отличаются глубиной и сложностью. Смысловой подтекст определяет «подводное течение» пьесы.