«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
1) основные речеведческие понятия 2) умения и навыки анализа текста 3) все виды речевой деятельности в разных сферах общения говорение, письмо чтение,
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Русский язык-это интересно. Ляшева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория. 1.Факультативный курс подготовки к ЕГЭ «Говорим.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
Элективный курс Лингвостилистический анализ текста ЗАНЯТИЕ 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Система подготовки к сочинению по литературе как шаг подготовки к ЕГЭ Выставка «Школа-2015» Автор – Недашковская Е.П., учитель русского языка и литературы.
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Урок-зачёт в 10 классе « Комплексный анализ текста». Выполнила: Воеводина Г. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ »2.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Транксрипт:

«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна

Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Основной целью представленных мною материалов является развитие навыков анализа, оценки текстов художественного стиля и на основе этого построение самостоятельного коммуникативно – мотивированного высказывания Основной целью представленных мною материалов является развитие навыков анализа, оценки текстов художественного стиля и на основе этого построение самостоятельного коммуникативно – мотивированного высказывания Предполагаемым образовательным результатом работы по данной методике является умение детей анализировать произведения различных жанров: лирических, эпических, драматических, а также выполнять комплексный анализ текста на уроках русского языка и использовать полученные умения и навыки при выполнении творческих работ. Предполагаемым образовательным результатом работы по данной методике является умение детей анализировать произведения различных жанров: лирических, эпических, драматических, а также выполнять комплексный анализ текста на уроках русского языка и использовать полученные умения и навыки при выполнении творческих работ.

Методы и формы работы с художественным текстом

ИграИгра на уроке литературы как форма работы с художественным текстом Викто рины Инсц ениро вки Чтени е по ролям Конку рсы Составление комиксов

Методы и формы целостного анализа лирического произведения. Методы и формы целостного анализа лирического произведения.

Задача анализа лирического произведения – обогатить нравственный мир учеников, приобщить их к мыслям и чувствам писателя. Задача анализа лирического произведения – обогатить нравственный мир учеников, приобщить их к мыслям и чувствам писателя.

- выразительное чтение - выразительное чтение - заучивание наизусть - заучивание наизусть - самостоятельное чтение учащимися - самостоятельное чтение учащимися - устное словесное рисование - устное словесное рисование - задание поискового характера - задание поискового характера - сопоставление художественного произведения с первоисточниками - сопоставление художественного произведения с первоисточниками

Анализ эпизода эпического произведения 1. Место эпизода в произведении. 1. Место эпизода в произведении. 2. Персонажи, участвующие в эпизоде: главные, второстепенные. 2. Персонажи, участвующие в эпизоде: главные, второстепенные. 3. Как, в чем проявляет себя герой: в поступке, отношении к другим, внутреннем монологе, выражении чувств? 3. Как, в чем проявляет себя герой: в поступке, отношении к другим, внутреннем монологе, выражении чувств? 4. Какие черты характера проявляет герой? 4. Какие черты характера проявляет герой? 5. Какое пространство представлено в эпизоде? 5. Какое пространство представлено в эпизоде? 6. Важно ли время этого эпизода? 6. Важно ли время этого эпизода? 7. Какие средства характеристики использует автор в этом эпизоде? 7. Какие средства характеристики использует автор в этом эпизоде? 8. Какие приемы и средства языка использует автор в этом эпизоде? 8. Какие приемы и средства языка использует автор в этом эпизоде?

Анализ текста Лигвостилис тический Филологи ческий Лингво эстетический комплексный Лингвисти ческий

Важно ли для вас знание русского языка

Любите ли вы читать

Качественная успеваемость по русскому языку

Качественная успеваемость по литературе

Лингвостилистический анализ Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом: выяснение фонетических особенностей текста, приемов звуковой инструментовки; выяснение фонетических особенностей текста, приемов звуковой инструментовки; анализ экспрессивных средств словообразования; анализ экспрессивных средств словообразования; лексические образные средства; лексические образные средства; грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста; грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста; особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста. особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.

Филологический анализ Глубокий филологический анализ (представляющий взаимосвязь лингвистического и литературоведческого анализа) текста-образца на уроке словесности позволяет не только отрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования языковых единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацелить учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие; является основным методом реализации интеграции русского языка и литературы. Глубокий филологический анализ (представляющий взаимосвязь лингвистического и литературоведческого анализа) текста-образца на уроке словесности позволяет не только отрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования языковых единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацелить учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие; является основным методом реализации интеграции русского языка и литературы.

Лингвоэстетический анализ Лингвоэстетический анализ художественного текста способствует овладению нормами русского литературного языка, точностью выражения в соответствии с коммуникативной сообразностью, приобретению умений и навыков конструирования богатой речи. Лингвоэстетический анализ художественного текста способствует овладению нормами русского литературного языка, точностью выражения в соответствии с коммуникативной сообразностью, приобретению умений и навыков конструирования богатой речи.

Комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста - это характеристика его по тем параметрам, признакам, комплекс, единство которых и предоставляет собою текст. Комплексный анализ текста - это характеристика его по тем параметрам, признакам, комплекс, единство которых и предоставляет собою текст. Главная цель комплексного анализа текста - обучение школьников правилам,технологии построения текста на примере классики. Главная цель комплексного анализа текста - обучение школьников правилам,технологии построения текста на примере классики.

Лингвистический анализ Главная цель лингвистического анализа художественного текста [ЛАХТа] - раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как "речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли" (Талейран). Главная цель лингвистического анализа художественного текста [ЛАХТа] - раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как "речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли" (Талейран).