Анализ работы РМО учителей географии Верхнекамского района в 2010 – 2011 году
Методическая тема РМО «Активизация реализации целей образовательной деятельности в условиях подготовки к переходу на ФГОС нового поколения»
Состав МО 15 педагогов. Квалификация: Высшая категория – 3 Первая категория – 7 Вторая категория - 6
Цели и задачи РМО Обновление структуры и содержания школьного географического образования; Усиление воспитательной практико-ориентированной направленности преподавания предмета; Освоение новой информационно-образовательной среды (ЦОР), информационно-коммуникационных средств обучения школьников; Создание мотивирующей поддерживающей среды для повышения предметной компетентности педагогов района
Реализация целей и задач РМО Проведено 4 методических объединения. Представлен опыт работы учителей географии: Чесноковой Е.М. ООШ д. Кочкино (внеклассное занятие «Последний герой»); Леонтьевой Т.Г. ООШ п. Кай «Организация исследовательских умений школьников на уроках географии и во внеурочной время»; Изучались теоретические подходы к формированию метапредметных умений по географии : «понятие», «знак». Ознакомление с концепцией фундаментального ядра географического Образования Теория формирования метапредметных умений «цели и задачи», «проблема».
Практико-ориентированная деятельность учащихся Обязательные практические работы и экскурсии: КлассКоличество практических работ Количество экскурсий
6 класс - чтение плана местности и географической карты: - ориентирование на местности; - проведение съемки местности и составление - простейшего плана - определение координат географических объектов по глобусу и географической карте -
- нанесение географических объектов на контурную карту; - проведение простейших метеонаблюдений. - составление календаря погоды; - построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. описание погоды за определенный промежуток времени - наблюдение и описание природно-антропогенного
7 класс Влияние строение земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт «строение земной коры» и «физической карты мира» Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм Характеристика географического положения материка Комплексная характеристика одного из океанов различных источников информации
Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий Сравнительная характеристика крупнейших рек Географической описание одного из островов Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон выявление связей между компонентами в ПК.
8 класс Характеристика ГП России (вариант Сравнительная характеристика России и Канады). Обозначение на к.к. стран – соседей России. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей; Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт
Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности селовека на примере одной их ПХЗ Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации; Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами
9 класс Обозначение на к.к природных, географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.). Чтение и анализ тематических отраслевых карт. Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности. Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика),промышленного центра, (промышленного узла0, промышленного района.
Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России. Комплексная характеристика одного из районов. Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
10 класс Характеристика геополитического положения страны (по выбору) Ресурсообеспеченность различных стран и регионов Типы воспроизводства в современном мире на основе использования различных источников информации). Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей. ЭГ характеристика одной из стран Европы. Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации. Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки.
Аттестация Тарасова Т.Н. – учитель географии МОУ СОШ п. Светлополянск; Леонтьева Т.Г. – учитель географии ООШ п. Кай; Чеснокова Е.М. Учитель географии ООШ д. Кочкино
Методическая работа учителей Тарасова Т.Н - районный мастер – класс «Использование ИКТ в учебном процессе». Гостюхина С.Н. – районный масоер-класс «Инструктивно-дидактическое сопровождение ИКТ в образовательном процессе». Леонтьева Т.Г. Районный мастер – класс «Формирование исследовательских умений школьников в проектной деятельности». «Организация и проведение учебного исследования школьников на уроках географии».
НПК «Ресурсы и технологии современной системы преподавания географии в условиях перехода на ФГОС нового поколения». Леонтьева Т.Г. Чеснокова Е.М. Гостюхина С.Н. Опарина Л.Н.
Региональный уровень Гостюхина С.Н. Выступление Мастер – класс
Проблемы 1.Низкая активность участия педагогов в работе РМО; 2.Незначительная активность участия в конкурсах разного уровня. 3. Обмен педагогическим опытом поддерживают лишь 30% учителей. 4. Все больше педагогов совместителей предметов. 5. Слабо осуществляется исследовательский подход в преподавании предмета. 6. Низкая явка школ на районные олимпиады (из 8 - 4).
Новые условия аттестации педагогов
Новые требования к результатам обучения по географии в рамках ФГОС нового поколения Метапредметные Предметные Личностные
Системно-деятельностный подход в организации ОП по географии Рабочие программы учителя географии Опыт формирования системы географических знаний Проектная, учебно-исследовательская деятельность в обучении географии и НРК Компетентностно-ориентированный подход в ОП по географии и НРК
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования Интеграция содержания географии и краеведения Опыт преподавания курсов по выбору, ИОП по географии Формирование гражданственности и патриотизма учащихся на основе создания географического образа своей Родины. Опыт социального взаимодействия в развитии геоэкологической культуры обучающихся. Активные формы внеклассной, внеурочной деятельности, дополнительного географического образования – условие самореализации личности школьников.
Методическая тема РМО на 2011 – 2012 год Ресурсы и технологии современной системы преподавания географии в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Семинары Метапредметный подход в обучении как ключевой ресурс достижения качества образования Формирование универсальных учебных действий в пространстве урока и дополнительного географического образования
УМК по географии Продолжение освоения новой линии УМК «Сферы».изд. Просвещение УМК «География» проекта «Вентана-Граф». 10 – 11 класс: Ю.Н. Гладкий, или Кузнецов.
Районная НПК ?
Творческих вам успехов!!!