В РОМАНЕ И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Андрей Штольц
Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно.
Энергичен, активен, умен, расчетлив, благоразумен, рационалист, честен, благороден, целеустремлен, волевой, резок, бесстрастен, всегда весел, оптимистичен, предусмотрителен, сдержан, экономен, от него веяло какой-то свежестью и силой, тверд, физически и духовно силен.
Цель: труд образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Восприятие: жизнь счастье в труде; жизнь без работы не жизнь; «…жизнь трогает! И слава богу!
Принципы: иметь простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь вот что было его постоянною задачею…,Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…, …измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет.
Любовь: Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости среди увлечения чувствовал землю под ногой, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении.
Дружба: друзей у Штольца всегда и везде было много люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям- личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.
Отношения с окружающими: все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.
Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.