Организация проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками Подготовила : воспитатель высшей категроии Ежова Ирина Николаевна
Проект- слово иноязычное происходит от латинского– PROJECTUS в переводе означает- «Брошенный вперед».
Родоначальники проектной деятельности Уильям Херд Килпатрик американский педагог ( ) Джон Дьюи американский педагог ( )
Основным методом проектной деятельности в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
- В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск - Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
-это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого, познавательного мышления. Проект ориентирован на самостоятельную деятельность, на определенный отрезок времени. Проектный метод предполагает решение какой- либо проблемы и получение результата Метод проекта
Задачи развития ребенка в ходе проектной деятельности: 1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. 2. Развитие познавательных способностей. 3.Развитие творческого мышления. 4.Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности. В младшем дошкольном возрасте - это: Вхождение в проблемную игровую ситуацию ( ведущая роль педагога) Активизация и желание искать пути разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом) Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
В старшем дошкольном возрасте: Формирование предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной инициативы Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно Формировать умения, применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
Линии развития личности ребенка в процессе проектной деятельности Физическое развитие Социальное развитие Познавательное общение Эстетическое развитие
Проекты классифицируются: По составу участников комплексные межгрупповые групповые индивидуальные По срокам реализации краткосрочные ( не более 2 недель) средней продолжительности ( 1-3 месяца) долгосрочный ( до 1 года)
Типы проектов Исследовательски- творческий. Дети экспериментируют, результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна Ролево-игровой. Использование элементов творческих игр. Дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Информационно-практико-ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. д. Нормативный. Проекты по созданию новых форм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях. Например: « Книга правил поведения ребенка на улицах города и т. д.»
Примерный план работы воспитателя по подготовке проектной деятельности 1. Определение цели проекта на основе изученных проблем 2. Разработка плана ( обсуждение плана с родителями) 3. Привлечение специалистов к осуществлению существующих разделов проекта. 4. Составление плана проекта. 5. Сбор и накопление материала. 6. Включение в план проекта - занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения 8. Презентация проекта,открытые просмотры
Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап Подготовительный Формирует проблему на основе проблеме детей Вводит в игровую (сюжетную ситуацию), мотивирует Формирует задачу Определяет продукт объекта Вхождение в проблему Вхождение в игровую ситуацию Принятие задачи Целеполагание 2 этап Планирование работы Помогает в решении задачи Разрабатывает план достижения цели Планирует план- схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность Объединение детей в рабочие группы Распределение видов деятельности Разработка плана 3 этап Реализация проекта Практическая помощь Направление и контроль осуществления проекта ( это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений и навыков Дети получают информацию для различных источников различными способами Презентация Подготовка к презентации Презентация Продукт деятельности готовят к презентации Представляют зрителям продукт деятельности Презентация просмотра Этапы работы над проектом
Структура проекта включает: Насыщение детей наглядным материалом ( видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т.д.) Активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, творческая деятельность и др.) Обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись высказывания детей, рисование, пение, просмотр фильмов, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентации) Презентация с показом,чему научились дети.
Практические Создание развивающей среды Экскурсии, наблюдения Оформление уголков в группах для развития Словесные Беседы, наблюдения Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений Дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры Наглядные Выставки, конкурсы Сбор фото- материалов Рассматривание иллюстраций Методы реализации проекта
Формы презентации проекта праздник спектакль, концерт выставка, конкурс реклама, газета составление буклета открытый показ
Метод проекта дает педагогам возможность Выявить «зону ближайшего развития» и соответственно планировать дальнейшую работу с детьми Развивать артистизм, творческие способности детей Прививать навыки культурного поведения самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни Развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования схем, карт, моделей алгоритмов.
Советы воспитателю по работе над проектом: 1.Глубоко изучить тематику проекта. 2.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3.Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Спасибо за внимание!