Развитие дошкольников. Мифы и реалии
«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л.С. Выготский
Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками; Ограниченные контакты со сверстниками; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).
Мифы и реалии развития современного дошкольника Миф 1 – Современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников летней давности; Миф 2 – необходимо начинать обучение как можно раньше (до 3-х лет), т.к. «окно развития мозга» закрывается в 4-6 лет.
Когнитивное развитие детей, поступающих в 1 класс ( гг.) Показатели когнитивного развития Кол-во детей с несформированной функцией, % Организация деятельности 60 Общий запас сведений и знаний, способность к анализу, синтезу, классификации Внимание40-60 Память30-40 Речь до 60 Моторное развитие, в т.ч. мелкой моторики Зрительное восприятие, зрительная память Зрительно-пространственное восприятие Зрительно-моторные интеграции 30-35
Когнитивное развитие детей, поступающих в 1 класс ( гг.) 1- организация деятельности 2- речь 3- моторика 4- зрительно- пространственн ое восприятие 5- интегративные функции Количество детей (в %), имеющих возрастную несформированность школьно значимых функций
Произвольная организация деятельности Концентрация внимания Рабочая память Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Зрительно-моторные координации Зрительное восприятие Пространственное восприятие Зрительный контроль и коррекция Зрительная память Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Произвольная организация деятельности Концентрация внимания Избирательное внимание Пространственное восприятие Зрительное восприятие, сличение, дифференцировка Зрительная память Рабочая память Перевод графемы в фонему (звуков) Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова Координация и регуляция артикуляционных движений ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв ТпТп ТпТп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура процессов письма и чтения
Этапы развития внимания Возраст Возраст Проявление внимания Мозговое обеспечение Первое полугодие Ориентировочная реакция, открытое внимание [overt attention] Ретикулярная формация ствола. Зрительное двухолмие С 3 до 6 месяцев Появление скрытого внимания [covert attention]. Появление билатеральных установочных движений глаз Задняя ассоциативная кора Второе полугодие Формирование способности удерживать внимание к эмоциональнозначимому стимулу по инструкции взрослого. Лимбическая структура От 1 года до 3 лет Способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого, поддерживается эмоциональной привлекательностью. Неустойчивый характер внимания Лимбико-кортикальная система С 3 до 6 лет Увеличение количества выделяемых признаков, увеличение объема внимания Таламопариентальная система 6 – 8 лет Формирование механизмов произвольного избирательного внимания, вытеснение эмоционального непроизвольного внимания – произвольным когнитивным Фронтоталамическая система 6-7 – 9-10 лет Совершенствование механизмов селективного внимания и организации деятельности. Фронтоталамическая система (префронтальная кора, медиальные структуры таламуса)
Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры 3 года 3 года 8 лет 8 лет Препараты Т.А. Цехмистренко
Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10) 6 лет 19 лет Препараты Т.А. Цехмистренко
N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms Б В Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе А – зрительные ВП у новорожденного; Б- зрительные ВП у детей 3-4 лет; В – зрительные ВП у детей 6-7 лет. (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, ) А
Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)
Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными…… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать…материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Е.Н. Водовозова
Спасибо за внимание!