Артикуляционная гимнастика это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Органы артикуляции, участвующие в произношении звуков Язык ( кончик языка, спинка языка, средняя и задняя часть языка) Альвеолы ( «бугорки» за верхними зубами) Твердое и мягкое небо Верхние и нижние зубы Щеки Маленький язычок Нижняя челюсть
Артикуляционная гимнастика поможет: Научить удерживать нужную артикуляционную позу Увеличить амплитуду движений Устранить напряжение, преодолеть вялость органов артикуляции Укрепить мышечную систему языка, губ, щек, неба Улучшить кровоснабжение и нервную проводимость органов артикуляции Улучшить подвижность органов артикуляции Подготовить ребенка к правильному произношению звуков
Виды артикуляционных упражнений ( по локализации движений) Упражнения для мышц языка Упражнения для губ Упражнения для круговой мышцы рта Упражнения для щек Упражнения для мягкого неба Упражнения для жевательной мускулатуры Упражнения для мимической мускулатуры
Общие артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения для групп свистящих звуков (С - Сь З - Зь Ц)
Упражнения для групп шипящих звуков (Ш Ж Ч Щ)
Упражнения для звуков Р Рь Л Ль Й
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики Занятия артикуляционной гимнастикой следует проводить ежедневно, в течение 5-7 минут, 3 раза в день Гимнастика проводится сидя на стуле перед настольным зеркалом. Плечевой пояс должен быть расслаблен Каждое упражнение начинать с улыбки(она расслабляет органы артикуляции).После упражнения напоминать ребенку о сглатывании слюны. Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу в течение определенного времени от 3-15 секунд
Переключение с одного движения на другое должно производиться плавно и быстро Выполнять упражнения нужно точно, следуя описанию, иначе выполнение не имеет смысла Движения должными быть легкими, плавными, без толчков и подергиваний и дрожания Вновь разучиваемые упражнения выполняются сначала медленно, затем в более быстром темпе под счет Следует следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ Полезно задавать ребенку вопросы: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится, вверху или внизу?
Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. Ветряная мельница Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. Снегопад Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
. Листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Бабочка Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). Кораблик Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. одуванчик Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Важно своевременно начать систематические выполнять артикуляционную гимнастику, поскольку с каждым уходящим годом коррекция даётся всё сложнее. Для неё требуется всё больше времени и всё больше усилий ребёнка. Четырёх-пятилетка имеет неоспоримое огромное преимущество перед семилеткой в решении своих произносительных проблем.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению