МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень
моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений
Мораль (лат. moralis нравственный, от mos, множественное число mores обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.
РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ ТАБУ ОБЫЧАЙ ТРАДИЦИИ МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
ТАБУ (от полинезийского слова, означает - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). ТАБУ (от полинезийского слова, означает - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).
Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Традиция (от лат. traditio передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. Традиция (от лат. traditio передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.
КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ натуралистическая теологическая социологическая культурологи - ческая культурологи - ческая
мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
мораль дарована человеку Богом
мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально - экономические интересы людей и отражает различные социально - экономические интересы людей
мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека
СТРУКТУРА МОРАЛИ НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, КОТОРЫЕ НОСЯТ ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР. ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ НОСЯТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ФОРМУЛИРУЮТ В ОБОБЩЁННОМ ВИДЕ БАЗОВЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА. НОРМЫ МОРАЛИ ФОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ. КАТЕГОРИИ ДОЛГА СВОЕОБРАЗНАЯ ТОЧКА ПРЕСЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ДОБРОВОЛЬНЫМ НРАВСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ И ПОСТУПКОМ. НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, КОТОРЫЕ НОСЯТ ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР. ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ - НОСЯТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ФОРМУЛИРУЮТ В ОБОБЩЁННОМ ВИДЕ БАЗОВЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА. НОРМЫ МОРАЛИ – ФОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ. КАТЕГОРИИ ДОЛГА – СВОЕОБРАЗНАЯ ТОЧКА ПРЕСЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ДОБРОВОЛЬНЫМ НРАВСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ И ПОСТУПКОМ.
Функции морали 1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм- ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм- рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет). 2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения..
3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. 4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения. 5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
6. Мотивационная функция. ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОЦЕНИВАТЬ И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОПРАВДЫВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ. ЧИСТЫЕ И БЛАГОРОДНЫЕ МОТИВЫ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. 7. Коммуникативная функция. ВЫСТУПАЕТ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕННОСТЯХ ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННЫХ КОНТАКТОВ ЛЮДЕЙ. ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА БАЗЕ ВЫРАБОТКИ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А ОТСЮДА – СЛУЖЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, «ЧУВСТВО ЛОКТЯ», ПОДДЕРЖКУ И ВЗАИМОВЫРУЧКУ.