ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ Тюменский государственный университет Институт наук о Земле О.А. Столярова
1. Государственные структуры: - Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тюменской обл.; - Департамент недропользования и экологии Тюменской обл. 2. Научно-исследовательские и образовательные учреждения: - Тюменский филиал ФБУ ВНИИЛМ «Сибирская лесная опытная станция»; - Тюменский государственный университет. 3. Научно-исследовательские и проектные институты: - ООО «ТюменНИИгипрогаз; - ЗАО «ТюменьНИПИнефть»; - Тюменский филиал ОАО «СургутНИПИнефть»; - ЗАО «НПЦ СибГео». 4. Промышленные предприятия региона: - ОАО «Тюменский электромеханический завод»; - ОАО «Фортум», филиал Тюменская ТЭЦ-1; - ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод»; - ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод»; - ОАО «Газпромнефть – Тюмень».
Дифференциация профессиональных требований к бакалаврам и магистрам: Должности для бакалавра (не требуется опыт работы): инженер, инженер III категории, техник- эколог, специалист. Должности магистра - инженер II-I категорий, ведущий специалист (с условием прохождения практики на предприятии).
Профессиональные задачи, рекомендованные эуспертами для научно-исследовательской деятельности-работа с пакетами спецпрограмм (ГИС, расчетные); для проектно-производственной деятельности-разработка раздела проектно-сметной документации «Историко-архитектурные изыскания»; для контрольно-экспертной деятельности-разработка документации по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий, ведение регионального кадастра отходов производства и потребления; для педагогической деятельности-организация внеклассной научно-исследовательской работы школьников, организация и проведение предметных олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов, организация и проведение летних научных школ, экспедиций.
Недостатки, выявленные работодателями: 1.отсутствие практических навыков в профессиональной деятельности; 2.поверхностное знакомство с нормативно-технической и методической природоохранной документацией; 3.отсутствие навыков грамотной подготовки документов и свободного владения профессиональным языком.
Дополнительные компетенции: - для бакалавров: знать теоретические основы лесоведения, лесного почвоведения (для работы в структурах, связанных с изучением и использованием лесных ресурсов); владеть методами обработки данных дистанционного зондирования, в т.ч.: подготовки данных, тематической интерпретации данных ДЗ, аппаратно-программной обработки данных ДЗ (для работы в проектной организации);
Дополнительные компетенции: - для магистров: обладать знанием законодательства РФ, умением работать с правоустанавливающими документами, законами, подзаконными актами; обладать знанием процессов нефтепереработки, возможные воздействия данной отрасли на окружающую среду и здоровье населения; знания по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их последствий (для работы в нефтегазовой отрасли).
Обладать знанием законодательства РФ, умением работать с правоустанавливающими документами, законами, подзаконными актами; знать нормативно-правовую базу в сфере природопользования и охраны окружающей среды и уметь работать с нормативно-правовой документацией в этой сфере экологии и природопользования Обладать знанием процессов нефтепереработки, знанием методов по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их последствий (для работы в нефтегазовой отрасли) Разработка документации по организации и функционированию особо-охраняемых природных территорий Знать теоретические основы лесоведения, лесного почвоведения (для работы в структурах, связанных с изучением и использованием лесных ресурсов) Знать возможные воздействия нефтяной отрасли на окружающую среду и здоровье населения Знание функций управления природопользованием (готовить программы лицензирования, проводить анализ стоимости природных ресурсов и т.д.) Знания:
Умения: Ведение регионального кадастра отходов производства и потребления (для контрольно-экспертной деятельности) Владеть методами проектирования (ландшафтного планирования, экологического проектирования; проектирование перемещения отходов, выбросов, создание санитарно-защитной зоны и т.д.) и владение методами территориального планирования Владеть методами обработки данных дистанционного зондирования, в т.ч.: -подготовки данных, тематической интерпретации данных дистанционного зондирования, аппаратно-программной обработки данных дистанционного зондирования (для работы в проектной организации); -работа с пакетами спецпрограмм (ГИС, расчетные) для научно-исследовательской деятельности, разработка раздела проектно-сметной документации «Историко- архитектурные изыскания» (для проектно-производственной деятельности)
Рекомендации по совместной работе образовательного учреждения с работодателям: 1. Подготовить паспорта специальностей (профессий), отражающие преемственные требования к результатам обучения на различных уровнях подготовки в системе образования (бакалавр, магистр). 2. Участвовать представителям сферы образования в подготовке и аттестации персонала, для чего, целесообразно подготовить вариант типового нормативно-методического документа для предприятий. 3. Предприятиям и образовательным учреждениям совместно создавать курсы дополнительной подготовки с целью приведения профессиональных требований выпускников в соответствие с требованиями квалификаций работодателей. 4. Рассмотреть возможность участия работодателей в корректировке учебных планов и обновлении учебно-методического обеспечения дисциплин цикла СД по направлению Экология и природопользование. 5. Проанализировать мнение работодателей об укрупнении сроков прохождения практики бакалаврами и магистрами с целью формирования более глубоких профессиональных компетенций. 6. В рамках организации совместной работы создать Совет экспертов в области «Экологии и природопользования».
Спасибо за внимание!